Архаическая И Классическая Эпохи

 

У истоков классической Греции

Примерно в 900 г. до н.э. в Греции после исчезновения микенской возникла новая культура. Начавшийся в 1200 г. до н.э. приток дорийцев с севера и эгейцев с юга в Центральную Грецию привел к исчезновению микенской культуры. Последовали так называемые темные столетия: этот период практически не оставил после себя наследия или каких-либо свидетельств. В конце этой эпохи, однако, имел место колоссальный прирост населения, следствием которого был процесс колонизации вдоль Ионического побережья. Первые поселенцы нашли здесь плодородные долины между горными грядами неподалеку от побережья. В 750 г. до н.э. многие поселения переросли в крупные города-государства, которые были независимы и часто вели между собой войны. Этот период с 750 по 500 гг. до н.э. получил название архаического. Георгафическое положение греческих городов-государств у моря сделало их естественным исходным пунктом морских путешествий для торговцев и первооткрывателей. Греки основывали удаленные колонии, такие как Эмпуриас на севере Испании и Фазис на восточном побережье Черного моря. Торговля в свою очередь способствовала росту экономики и политическому развитию. В большинстве городов-государств сформировался верхний общественный слой, и по мере роста благосостояния появлялась возможность строить города все более роскошные. В классическую эпоху, с 500 по 336 гг. до н.э., Афины стали центром греческой культуры.


Города-государства

В древности Греция не была единым государством, а состояла из множества городов-государств. Такой город-государство, именуемый полисом, часто представлял собой лишь маленькую общину, состоящую из нескольких небольших деревень, группировавшихся вокруг крепости-убежища - Акрополя. В Акрополе могли укрываться горожане в случае нападения. Города-государства были рассеяны по всей Греции, поэтому их развитие протекало по-разному. Союзы против внешних врагов обычно существовали недолго. Два больших города-государства, Афины и Спарта, из-за кардинально разных традиций в течение пяти лет противостояли друг другу как соперники. Афины были самым крупным полисом и во время своего расцвета насчитывали четверть миллиона жителей. В архаическую эпоху многие города-государства, в том числе Афины, подпадали под влияние монархических правителей или тиранов, часто богатых граждан, которые завоевали расположение народа и таким образом получили возможность распоряжаться правительственными делами полиса. В Афинах на протяжении 30 с лишним лет властвовал Писистрат, один из самых выдающихся тиранов. Он организовал удаленную торговлю, способствовал развитию искусств, поддерживал религиозные и культурные праздники. Спарта под началом правителя Ликурга развилась и превратилась в могущественное военное государство с монархической формой правления.

Такие города-государства были в греческом мире повсюду, включая Эгейские острова. Во время Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.) многие из них либо встали на сторону Афин, либо примкнули к Спарте.


Классическая Греция

Политика и культура

С 500 по 300 гг. до н.э. Греция, в особенности Афины, переживала период мощного прогресса в экономике, политике и культуре. После свержения тирании в Афинах в 510 г. до н.э. почти на 200 лет установилась демократия - «власть народа», идеалами которой были свобода и равенство. Под народом, демосом, подразумевались все граждане, проживающие в самих Афинах или на относящихся к городу прилежащих территориях Аттики. Женщины и рабы были при этом исключены. Три учреждения составляли правительство: Ареопаг, выборный Совет пятисот и Народное собрание, в котором решались споры и согласовывались различные вопросы. В это время небывалых высот достигла политическая теория: в лице Сократа, Платона и Аристотеля тогда трудились одни из величайших в истории духа философов. Помимо политической и абстрактной философии мощный подъем переживали драматические искусства - благодаря Эсхиллу, Софоклу и Еврипиду, которые перенесли всю сложность человеческого существования на сцену.

Религия

Независимо от представленного в Греции политического многообразия, пантеон богов у греков был один. Многие из божеств происходили из минойской культуры, но некоторые, по-видимому, имели азиатских прототипов, восходящих к Ведам. Верховным богом был Зевс, отец богов, которого связывали с небом, молнией и господством. Вместе со своими братьями - богом моря Посейдоном и владыкой подземного царства Аидом - он управлял космосом. Вершина горы Олимп, расположенной на севере Греции, считалась резиденцией богов, где двенадцать самых важных богов распоряжались счастьем и судьбами простых смертных. В эту группу входила Гера, сестра и супруга Зевса, покровительница брачного союза. Движением солнца, соблюдением истины и исцелением ведал Аполлон. Афродита была богиней любви, Деметра - богиней плодородия и урожая. Особое значение приписывалось богу вина Дионису, так как он мог вызвать опьянение и безумие. Празднества в честь Диониса считались самым важным событием в году: многие известные в наши дни пьесы были написаны специально для Дионисий. Официальные религиозные мероприятия проводились в храмах городского акрополя. В афинский акрополь входил Парфенон - один из самых выдающихся античных храмов, посвященный богине-покровительнице города Афине. Каждый город-государство имел божество, защищающее государство и граждан.

Панэллинизм

Определенные места, связанные с божествами, считались священными для всех греков и составляли общую греческую идентичность. Одним из самых значимых был Дельфийский оракул. Общегреческое святилище было посвящено богу Аполлону и считалось у греков центром мира. К оракулу совершали паломничества, чтобы получить советы в вопросах войны, любви или торговли.

АРХАИЧЕСКАЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХИ

Бюст Александра, в 336 г. до н. э. ставшего правителем Македонии вслед за своим отцом.

 

 

Естественно, дельфийские жрецы пользовались большим политическим влиянием и стояли в центре называемого амфиктионией союза городов-государств в Центральной Греции. Часто Дельфы становились горячей точкой в соперничестве между государствами.

Олимпия, расположенная на западе острова Пелопоннес, была посвящена Зевсу и, как и Дельеры, представляла собой обширный комплекс храмов, могил и сокровищниц, доступ к которым имели все города-государства. В 776 г. до н.э. в Олимпии были проведены первые Олимпийские игры, которые своим возникновением, по легенде, обязаны либо герою Пелопсу, победившему в колесничных бегах, либо Гераклу. Изначально в первые игры, по всей видимости, входила только одна дисциплина - бег наперегонки, однако постепенно мероприятие развилось в пятидневный праздник с состязаниями в легкой атлетике и борьбе, а также жертвоприношениями, которые играли в Древней Греции важную роль.


Персы и Пелопоннесская война

Развитию греческой культуры и самобытности в немалой степени способствовали внешние враги, особенно персы. В 490 г. до н. э. персидский царь Дарий I начал нападение на города Афины и Эретрию, чтобы покарать их за поддержку, которую те оказывали ионийским городам-государствам в их мятеже против персидских завоевателей в Малой Азии. Афиняне поспешили на помощь ионийцам с 20 кораблями и сожгли персидский город Сардис. Прибытие персов на Марафонскую равнину, расположенную всего в 40 км от Афин, закончилось знаменитой победой уступающих по численности афинян. Эта первая греко-персидская война имела далеко идущие последствия для афинян, которые решили построить мощный флот и установили доминирующие позиции на Эгейском море. В 480 г. до н. э. персы под началом сына Дария. Ксеркса, напали снова и прорвались через Фермопильское ущелье в центральную Грецию. Маленькая группа спартанцев, возглавляемая Леонидом, должна была задержать персов, что им, однако, не удалось. После разгрома Афин Ксеркс двинулся дальше, намереваясь уничтожить флот афинян в битве при Саламине. Однако более современные и легкие корабли афинян продемонстрировали свое преимущество над персидскими судами, и Ксеркс был вынужден отступить.

Этот флот впоследствии стал для Афин основой богатства, а заключенному с целью защиты от персов союзу греческих государств, особая роль в котором принадлежала Афинам, суждено было стать важным инструментом власти для Афин. Из-за ведущей роли, на которую претендовали Афины, между Спартой и Афинами произошел разлад, приведший в 431 г. до н.э. к Пелопоннесской войне. Борьба между Афинами и Спартой представляла собой противостояние морской и сухопутной держав. Афины были ослаблены из-за смерти своего стратега Перикла, а также из-за неудавшегося завоевательного похода на Сицилию. При помощи персов спартанцам удалось построить флот и одержать над Афинами победу в морской битве при Эгоспотамах в 405 г. до н. э. Теперь Афины находились под господством Спарты и с тех пор уже никогда больше не смогли вернуть себе былое величие. Спарта потерпела поражение в борьбе с Фивами, которые в 371 г. до н.э. возглавили альянс повстанческих государств.

АРХАИЧЕСКАЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХИ

Храм Парфенон (V век до н. э.) на Акрополе в Афинах являет собой один из выдающихся образцов дорической архитектуры.

 

Постоянные конфликты между греческими государствами окончательно их ослабили, и в итоге они утратили обороноспособность, став бессильными против иностранных держав, поэтому в 338 г. до н. э. правителю Македонии Филиппу II удалось их покорить.


Греция в эллинистическую эпоху

Филипп II Македонский

Пока Филипп не взошел на трон, расположенная на севере Греции Македония была политически раздробленным государством, находившимся под угрозой разделения. Из-за окраинного положения не все греки считали Македонию греческим культурным пространством, в IV столетии до н.э. многие воспринимали македонцев как варваров.

Когда к власти в Македонии пришел Филипп государству угрожали иллирийцы. Тем не менее, Филиппу удалось их прогнать и отвоевать захвачены ими территории. Он сформировал регулярное войско, разработал новые техники ведения боя и набрал из рядов знати элитную группу всадников. После завоевания: Фессалии появилась возможность эксплуатировать местные золотоносные прииски, а, следовательно, финансировать греческие наемные войска и отчислять средства политикам. Благодаря союзу с некоторыми северными государствами Македония была принятие в амфиктионию. В 346 г. до н.э. она успешно выступает против фокийцев, союзников афинян. Влиянш Филиппа на юге выросло еще больше, когда он поддержал мелкие государства в их борьбе против опеки крупных государств, в особенности Спарты. Афины воспротивились действиям Филиппа, в 340 г. до н.э. Афины и Фивы воевали при Херонее против Филиппа и потерпели поражение. Одержанная в 340 г. до н.э. победа окончательно укрепила гегемонию Македонии над Грецией.

Александр Великий

После того, как Филипп был убит, его молодой сын Александр, наследовавший трон, начал жесткую политику против конкурентов из знатных кругов. Александра обучал сам Аристотель, юноша уже успел себя показать в битве при Хиронее. В 334 г. до н. э. вместе с мощной армией он перешел Геллеспонт. В течение трех лет Александр завоевал всю Персию и весь Египет, где основал Александрию. Он продвигался дальше на восток через Вавилон, Сузу и Пер-сеполис в самое сердце персидского государства. Захваченные города находились под контролем гарнизонных войск, а многие их жители были взяты в рабство. Александр отправился дальше, в Индию, и через Гиндукуш прорвался к берегам Инда. Однако бунт в рядах его обессилевшей армии вынудил Александра к отступлению. Вскоре после возвращения в Вавилон, в 323 г. до н. э., Александр скончался. Ушедший из жизни в возрасте всего 33 лет, он создал образ непобедимого правителя. Убежденный в том, что он является потомком Геракла, Персея и Зевса, он требовал от своих подданных, чтобы те поклонялись ему как богу. Преданные персы еще могли это принять, но греки и македоняне воспротивились культу. Несмотря на это, Александр стал одной из самых харизматичных фигур в истории, и многие, начиная от римского полководца Помпея и заканчивая Наполеоном, впоследствии действовали по его примеру.

После смерти Александра его царство распалось в войнах диадохов - его генералы сражались в разных частях государства за власть над империей. В итоге она была поделена на три династические монархии: Антигониды добились господства в Македонии и Греции, Селев-киды - в передней Азии, Птолемеи - в Египте. С падением этих эллинистических государств, во II веке до н. э. образовались две новые державы: в Азии возвысились парфяне, а на Средиземноморье - римляне.






отто лилиенталь что конструировал
биография торричелли эванджелиста
сколько весит боевая выкладка
рассказ о бумаге для детей