Дизель Рудольф (1858-1913)
Рудольф Дизель - немецкий инженер-механик. В 1892 г. он запатентовал двигатель с воспламенением от сжатия, ныне известный как дизельный. Рудольф родился в Париже и получил образование в Аугс-бурге и Мюнхене (Германия). Работал в компании по производству холодильников, основанной немецким инженером Карлом фон Линде (1842-1934), изобретателем аммиачной холодильной машины. Во время работы в компании Дизель обдумал термодинамику нового двигателя. Предыдущие двигатели внутреннего сгорания использовали для воспламенения газовоздушной смеси свечу зажигания. В дизельном двигателе поршни сжимают смесь до такого состояния, что она воспламеняется сама и не нуждается в искре.
Для дальнейшей разработки экономичного теплового двигателя Дизелю требовались средства; его спонсором стал немецкий оружейный король Фридрих Крупп (1854-1902). Годы ушли на конструирование насоса, впрыскивающего топливо в цилиндры. В результате двигатель, вызвавший бум на Мюнхенской выставке 1898 г., получился более тяжелым и шумным, чем бензиновый. Но малооборотный двигатель был более прочным и более экономичным при производстве. Кроме того, он потреблял менее очищенное, а потому более дешевое топливо. Лицензии на производство двигателей Дизеля разбирались немецкими и иностранными предприятиями нарасхват. В России за внедрение дизельмоторов в энергетику и судостроение взялся крупный промышленник Эммануэль Нобель.
Вес первых моторов делал их непригодными для легковых автомобилей и аэропланов, зато дизели стали широко применяться в автобусах, тракторах, грузовиках, танках, судах и тепловозах. Хотя изобретения принесли их автору большое состояние, Дизель не смог им правильно распорядиться и впал в депрессию из-за финансовых проблем и угрозы войны в Европе. В 1913 г. британское Адмиралтейство пригласило его на инженерный конгресс в Лондоне. Но, когда ночью почтовый пароход плыл из Бельгии в Англию, Дизель то ли упал, то ли сам выпрыгнул за борт. Его тело так и не нашли.