Америка В Конце Xv Столетия

До прибытия европейцев в Америке существовало множество высокоразвитых культур - начиная от цивилизаций инков и ацтеков и заканчивая населявшими север охотниками и собирателями.

 

Инки

Государство инков под названием Тауантинсуйу в Южной Америке представляло собой великолепную цивилизацию и существовало с начала XIII века до появления испанцев в 1533 г. Само слово «инка» означает «король», и все общество целиком и полностью было ориентировано на центрального правителя. Родиной инков была местность, ныне известная как Перу, столицей которой был Куско. За время своего относительно короткого существования они достигли господства над большинством цивилизованных регионов Южной Америки. До своего возвышения инки были всего лишь одной из множества племенных групп, обитавших в южных Андах. Однако под предводительством Виракочи, его сына Пачакутека Юпанки и его внука Тупака Юпанки начался процесс экспансии и завоеваний. Их государство протянулось на юге до территории современных Чили и Аргентины.

Чтобы успешно править этой гигантской империей, инки сформировали тонкую иерархическую систему. Во главе правительства стоял Инка, или государь. Ниже следовали четыре провинциальных правительства, возглавляемые членами семьи Инки. Эта знать предоставляла локальным чиновникам полномочия, пользуясь которыми, те обеспечивали высокую производительность труда и претворяли законы. Нижний слой общества составляли сельские труженики и рабочие-горняки. Состоящие из десяти семейств группы были подчинены деревенскому главе, которому они платили дань. Простые инки были также обязаны участвовать в общественных проектах, например, в строительстве мостов, или нести воинскую службу. За это община гарантировала обеспечивать их в старости или во время болезни; в случае неурожая или голода государство поставляло им продукты питания.

Цивилизация инков носила ярко выраженный аграрный характер. Для расширения угодий в горной местности были устроены террасы. Инки создавали выдющиеся произведения искусства и особенно были искусны в обработке металла. Из найденного золота и серебра они изготавливали изысканные украшения, Знамениты также медицинские процедуры инков, особенно их познания в хирургии, которые часто применялись в операциях на черепе.


Религиозные убеждения и практики

Религиозные практики инков вращались в основном вокруг поклонения богу солнца Инти. Их миф о сотворении мира повествует о том, как Инти послал на землю своего сына Манко Капака, чтобы тот основал здесь город, и как став первым правителем инков, он построил город Куско. Почитание бога солнца находило отражение практически во всех аспектах их церемоний. Они строили многочисленные величественные храмы, посвященные Солнцу. Сооружения эти всегда располагались на самом высоком участке, чтобы быть как можно ближе к объекту поклонения. В храмах жили жрецы, которые своими предсказаниями направляли инков во всех жизненных аспектах. Каждый день на восходе солнца в жертву приносились животные, в частности священна белая лама. Жрецы использовали вырезанные легкие ламы, чтобы с их помощью предсказывать будущее или выяснять причины определенных проблем, например, болезней.

Инти не был единственным богом, которому поклонялись инки. Другие важные боги представляли Луну, землю, море, гром и молнию. Вера в силы природы распространялась и на животный мир. Различные духи животных, обитающие на земле, имел для инков большое значение. Кондор олицетворяя небесный рай, а анаконда - ад. Инки также почитали духов, которые населяли многочисленные, рассеянные по всей их земле священные места. Эти дую могли принимать облик животных, а также скал, го или рек.


 

Мачу-Пикчу

Пожалуй, самое известное место в культуре инков - это город Мачу-Пикчу. Он расположен в Перу на вершине горного хребта на высоте 2350 м над уровнем моря. Люди не жили в этом городе в течение всего года, он скорее служил местом для религиозных церемоний и отдыха знати. Мачу-Пикчу был построен Пачакутеком Юпанки (девятым Инкой) в 1460 г. и насчитывал порядка 200 построек, включая резиденции и храмы.

Сооружения возводились из гранитных камней, которые обтесывались и ровно складывались вместе без применения строительного раствора. Хотя каменные блоки часто имеют множество граней и разные поверхности, швы между ними настолько узки, что в них не пройдет даже лезвие ножа. Инки пользовались точным знанием местности, чтобы строить сооружения на казалось бы совершенно непригодных для этого местах, таких как отвесные холмы и скалы. Вокруг этих участков они устраивали террасы, которые предоставляли площадь для возделывания овощей и препятствовали эрозии почвы. Такие города, как Мачу-Пикчу, были практически полностью автократическими. Среди ритуалов поклонения Солнцу была церемония, во время которой жрецы символически привязывали Солнце к столбу (интиуатане), чтобы не дать ему исчезнуть окончательно. Особенно это было важно для инков в зимние месяцы, когда солнце показывалось всего на пару часов в день. В Мачу-Пикчу было найдено много мумифицированных тел. Инки верили в перерождение, и многих представителей местное знати после смерти мумифицировали, как правило в сидячей позе. Благодаря своему изолированному положению Мачу-Пикчу не был обнаружен испанскими конкистадорами и остался целым и невредимым. Однако сами инки покинули город, и вероятной причиной тому была эпидемия оспы, завезенной европейцами.


Ацтеки

Начиная с конца XIV века и до XVI столетия ацтеки являлись самым могущественным народом Мезоамерики. Изначально состоявший из нескольких племенным групп народ пришел с севера и вел войну против тольтеков. На острове посередине озера Тескоко ацтеки построили город, который впоследствии стал их столице Теночтитланом (Мексика). Теночтитлан со временем стал самым крупным городом в регионе, когда ацтеки постерпенно осушили прилежащие болота и создали систему дамб, каналов и искусственных островов.

Агрессивная экспансивная политика ацтеков началась тогда, когда возглавляемые вождями племенные группы сформировали один народ. Постепенно  они стали теснить соседствующие племена. Поначалу  ацтеки заключали политические альянсы, но как только все более слабые группы брались под контроль, ацтеки нападали на них. Так за короткое время ацтеки подчинили практически всю Центральную Мексику, присоединив к себе порядка 500 мелких государств вместе с населением и ресурсами.

Правителями ацтеки были жестокими и деспотичными: если государство не могло или не хотело платить дань, высылалась целая армия, чтобы покарать упрямцев. Ацтеки считали, что состояние непрерывной войны необходимо для того, чтобы в государстве всегда были опытные бойцы. На соседей или вассальные государства часто совершались нападения без сколько либо значительных поводов. Ацтеки разработали уникальную тактику ведения боев: они не шли на врага с войсками из слаженных единиц - здесь солдаты воевали скорее как единоличные борцы с задачей захватить как можно больше пленных.

Таким образом, государство ацтеков было в достаточном количестве обеспечено «материалом» для многочисленных человеческих жертвоприношений. Честь ацтекского воина зависела от его добычи - он должен был взять не меньше трех пленных. Только тогда ему позволялось коротко обрезать волосы - длинные волосы считались знаком позора.

Агрессивная натура ацтеков в итоге стала причиной их падения. В 1519 г. испанцы, вторгшиеся с 500 солдатами, быстро нашли поддержку среди угнетенных народов Мезоамерики. Более чем охотно те примкнули к европейцам и в количестве 150000 человек приняли участие в нападении испанцев на ацтеков.


Общество и религия

При всем своем варварском поведении ацтеки построили высокоразвитую и достойную цивилизацию.

АМЕРИКА В КОНЦЕ XV СТОЛЕТИЯ

Удивительный город Мачу-Пикчу на высоте 2350 м над уровнем моря.

 

Их общество делилось на три класса: знать, крестьяне и торговцы. Представители знати становились жрецами, учеными и политическими лидерами, среди простых крестьян были также солдаты и ремесленники. Были также и рабы, которые у ацтеков пользовались гораздо большими свободами, чем рабы в Европе. Хотя рабов могли продавать или покупать, автоматически рабами от рождения они не являлись. Если рабу удавалось сбежать, то с этого момента он мог быть свободен. Все ацтекские мужчины в 15 лет получали основное образование, которое давало им знания о религии, ритуалах и истории их культуры. Наряду с этим они обучались какому-нибудь ремеслу или военному делу. Помимо образовательных заведений, города ацтеков располагали многочисленными храмами и общественными рынками, на которых народ торговал всевозможными товарами. Город обычно был поделен на районы, а центр составлял храмовый комплекс с размещенными в нем школами.

Будучи хорошими инженерами, успевшими осушить болотистую местность вокруг Теночтитлана, ацтеки создали эффективную канализационную систему а в большинстве домов имелось отхожее место. Для снабжения города свежей водой были построен большие акведуки.

Ацтеки   поклонялись  множеству   богов. Как и в других цивилизациях, вокруг культа богов и богинь формировались всевозможные празднества и церемонии. К важнейшим богам ацтеков относились бог солнца и войны Уитцилопочтли, бог жертвоприношений Ицли и Кецалькоатль - пернатый змей, бог смерти и возрождения, покровитель жрецов.


Человеческие жертвоприношения

Принесение людей в жертву в эпоху ацтеков  в Мезоамерике было широко распространенной практикой.

АМЕРИКА В КОНЦЕ XV СТОЛЕТИЯ

Детальный снимок ацтекского Солнечного камня, имевшего мифологический и астрономический смысл.

 

Человеческие жертвы приносились в первую очередь из религиозных мотивов, но при этом играли некоторую политическую роль: они служили эффективным средством поддержания общественного контроля. Разные боги требовали разных форм жертвоприношений: некоторым приносили в жертву девственниц, другим - пленных или слабых или имеющих физические дефекты людей. Храмовый жрец убивал жертв самыми различными способами. Веночтитлане черепа принесенных в жертву демонстрировались на каменной платформе, называемой цомпантли. Во время торжеств человеческие жертвы приносились богам в особенно больших количествах. Рассказы испанских очевидцев о тысячах людей, якобы принесенных в жертву в течение нескольких дней, скорее всего, из соображений пропаганды были преувеличением, эта цифра определенно находилась на уровне сотен. Предположительно, во всем государстве ацтеков ежегодно приносили в жертву до 10000 людей.


Индейские племена в Северной Америке

Уровень технологического развития ведущих преимущественно кочевой образ жизни индейцев на севере был значительно ниже, чем у цивилизаций в Центральной и Южной Америке. Однако и они были организованы в обособленные племенные единицы, каждая со своими обычаями, языками и социальным укладом. Племена, населяющие северо-западное побережье, такие как тлинкиты, чинуки и мака, жили за счет рыболовства и главным образом у моря. Жители Великих Равнин, к которым относились сиу, чейены, пауни и команчи, были умелыми охотниками и собирателями, которые существовали в основном за счет бизонов, в изобилии водившихся в прериях. Южные племена, в том числе чокто, натчез и апачи, постепенно научились методам ведения сельского хозяйства от северных племен. На самом крайнем севере жили инуиты и преодолевали трудные полярные условия.


Общественный уклад индейцев

Разные племена практиковали широкий диапазон всевозможных обычаев и традиций, демонстрирующий, однако, ряд общих элементов. Большинство обществ было организовано в тех группах поселений, где наряду с семейной жизнью важную роль играли войны и религия. Конфликты с соседствующими племенами, в частности из-за территориальных притязаний, требовали, чтобы в племени помимо хороших охотников были и опытные воины. Многие индейские племена в ритуалах инициации воспитывали из юношей бесстрашных воинов. Ритуальные танцы служили для призыва духов-защитников и подготовки к бою. Не все племена, но большинство из них возглавлял один-единственный вождь. Часто вождь в своей общине выполнял роль духовного лидера. У многих племен, например, принадлежащих к группе ирокезов народов северо-востока, имелся совет племени, который регулярно собирался для того, чтобы посовещаться с вождем. Роль женщин была одинаковой почти во всех обществах: они должны были заботиться о полевых культурах и животных и кормить семью. Некоторые племена, в частности апачи, внутри семейного клана практиковали матриархат, но на уровне племени все индейские общества имели патриархальный уклад.


Отношения с первыми поселенцами

Большинство индейцев приняли первых европейцев, пришедших в XVI столетии на их землю, вполне гостеприимно. Хорошие отношения с коренными американцами для новых поселенцев были крайне важны, поскольку без их инструкций они не имели бы никаких шансов на выживание в этой абсолютно чужой среде. Индейцы показали европейцам, где растут самые лучшие плоды, как их возделывать и где лучше всего охотиться и рабачить. Поселенцы со своей стороны привезли на северные равнины лошадей, которые были здесь истреблены много веков назад. Наличие лошадей помогло индейцам улучшить возможности торговли и путешествий.

Однако поселенцы завезли с собой и болезни, в частности корь и оспу - индейцы, у которых не было к ним иммунитета, умирали тысячами. Первоначально хорошие отношения между поселенцами и индейцами стали ухудшаться, когда коренное население стало замечать, что гости их выживают и притесняют. Когда колонизаторы конфликтовали между собой за господство в Новом Свете, некоторые индейские племена стали союзниками разных колониальных держав. В случае с могавками племя раскололось на два лагеря, поскольку часть племени примкнула к британцам, а другая, обращенная миссионерами в католичество, поддерживала французов в этой борьбе европейских держав за новые территории. Сопротивление вторжению бледнолицых узурпаторов в итоге привело к индейским войнам, которые продолжались с 1622 г. по 1890 г., когда в резне у Вундед сопротивление индейцев было сломлено. В середине XVIII столетия индейцы были жестоко вытеснены со своих исконных территорий и выселены в резервации или дальше на запад за особую границу - фронтир.






маятник со спуском для регулировки хода придумал
замки в шербур
самые крупные пушки
аркебузиры