Тревитик Ричард (1771-1833)
Английский инженер Ричард Тревитик одним из первых установил паровую машину на средство транспорта. Он родился в Иллогане (Юго-Западная Англия) в семье управляющего оловянным рудником, где использовалась паровая машина Томаса Ньюкомена. Третивик задумался над тем, как повысить коэффициент полезного действия паровых машин, главной задачей которых была откачка воды из нижних уровней шахт. Джеймс Уатт в 1800 г. получил патент на паровую машину с отдельным конденсатором, после чего Тревитик построил для местного рудника неконденсационную машину двойного действия, развивавшую высокое давление. Через четыре года он создал более 50 двигателей собственной конструкции с использованием «сильного пара» (пара высокого давления); их применяли на кукурузных и сахарных фабриках, машиностроительных заводах и на шахтах. В 1801 г. Тревитик сконструировал первую безрельсовую паровую повозку (локомотив), способную перевозить пассажиров. В 1803 г. он продемонстрировал в Лондоне свое второе транспортное средство, после чего Гемфри Дэви и Бенджамин Томпсон посоветовали Тревитику запатентовать его.
В 1803 г. Тревитик установил машину высокого давления на локомотив, построив таким образом первый в истории паровоз. Однако машина оказалась слишком тяжелой для заводской чугунной дороги и не могла использоваться. Через год вторая модель локомотива была доставлена на угольную шахту в Северо-Восточной Англии. В 1808 г. Тревитик построил платную кольцевую железнодорожную колею в Лондоне, по которой ездила чудо-повозка «Поймай, если сможешь». Затея не окупилась, но неудача не помешала Тревитику понять преимущества гладких железных колес, движущихся по гладким рельсам.
Кроме того, Тревитик сконструировал паровую молотилку и паровую драгу, но в 1811 г. обанкротился, потому что полгода болел тифом и не мог работать. В 1816 г. он отправился в Перу, где его паровые насосы высокого давления должны были работать на высокогорных серебряных рудниках (насосы низкого давления Аля этого не годились). Во время Войны за независимость испанских колоний в Америке (1810-26) повстанцы сломали горное оборудование, и Тревитик отправился в Коста-Рику. Там он выбирал маршрут для железнодорожной линии, которая могла бы связать Атлантический океан с Тихим. В 1827 г. вернулся домой без гроша в кармане и через шесть лет умер в нищете и безвестности.