Стефенсон Джордж (1781-1848)
Джордж Стефенсон был английским железнодорожным инженером, конструктором одного из первых паровозов. Он родился под Ньюкаслом на северо-востоке Англии и в 19 лет пошел по стопам отца, став кочегаром стационарных паровых машин на угольной шахте. Писать и читать он научился в вечерней школе. В 1804 г. Стефенсон стал главным механиком каменноугольных копей. Там 10 лет спустя он построил первый паровоз «Блюхер». Паровоз, оснащенный колесами с ребордами, развивал скорость до 6 км/ч и вывозил из шахты вагонетки с углем. Через год Стефенсон изобрел паропровод - устройство, отводившее отработанный пар в паровозную трубу. Паропровод усиливал тягу в топке, повышая коэффициент полезного действия парового котла.
В 1816 г. Стефенсон изобрел безопасную шахтерскую лампу. Это изобретение принесло ему 1000 фунтов, но заставило вступить в конфликт с Гемфри Дэви (1778-1829), который изобрел похожий светильник примерно в то же время.
В 1821 г. Стефенсона назначили главным инженером строившейся железной дороги, которая должна была связать шахту Окленд с рекой Тис. Когда в 1825 г. линия Стоктон - Дарлингтон открылась, по рельсам побежал паровоз Стефенсона, названный просто и без затей - «Локомоушн» («Средство передвижения»).
Остальные паровозы Стефенсона были построены на его новом заводе в Ньюкасле, которым с 1827 г. руководил сын Джорджа Роберт Стефенсон (1803-59).
Джордж Стефенсон построил первую в мире пассажирскую железную дорогу Ливерпуль - Манчестер (открыта В 1830 г.). Он продолжал консультировать строителей новых железных дорог в Англии и за границей; главным инженером обычно был его сын Роберт. Отец и сын Стефеисоиы построили первую железную дорогу в Лондоне, соединившую столицу Англии с Бирмингемом, -180-километровая линия была завершена в 1838 г.