Исследование Семантической Памяти

В настоящее время исследование памяти проводится по двум направлениям. Первое связано с организацией мнестической деятельности и изучает зависимость памяти от задачи, которая ставится при запоминании и воспроизведении. Второе изучает зависимость содержания и продуктивности мнестической деятельности от формы и способов организации материала, предлагаемого для запоминания. Последнее - интенсивно развивается в рамках проблемы семантической памяти, как памяти, связанной с использованием естественного языка. А.Р. Лурия рассматривал нарушения семантической памяти, с одной стороны, как нарушение избирательности психических процессов, с другой, как смешение смысловых связей при воспроизведении семантически организованного материала. Если первично страдает избирательность психических процессов, то, как отмечалось, это свидетельствует о патологии медиальных отделов лобных долей мозга. Нарушения памяти, связанные со смешением смысловых связей при воспроизведении организованного материала (фразы, тексты), свидетельствуют о поражении конвенситальных отделов префронтальной коры больших полушарий. В подобных случаях возникает распад целесообразной мнестической деятельности.

Исследование семантической памяти в настоящее время проводится следующим образом. Предлагаемый вербальный (словесный) материал может состоять из отдельных вербальных единиц или из вербальных единиц, объединенных и составляющих определенное семантическое содержание (предложения, фразы, рассказы). Но, кроме этого, можно использовать для изучения особенностей семантической памяти материал, состоящий из отдельных вербальных единиц, объединенных не синтаксическими нормами, а опосредованной семантической связью.

По данным Ю.В. Микадзе, при поражении левой лобной доли головного мозга нарушается формирование структуры целенаправленной мнестической деятельности, связанной с запоминанием организованного стимульного материала. При поражении левой височной доли мозга возникает дефицит в случае опоры на характеристики фонетического уровня, переход на другие уровни (ситуационный, семантический) улучшает воспроизведение.





история математики детям
устройство водяного колеса
французский штык нож гра
монархи земли