Развитие Психических Функций

Значительное внимание исследователи уделяли «своевременности» развития тех или иных психических функций. Л.С. Выготский, A. Gesell (1956) и Н. Hoff (1956) подчеркивали, что каждая функция возникает в свое время и нарушение этого закона, хотя бы в отношении одной из них, приводит к психической дисгармонии и диссоциации.

При гармоничном психическом и социальном развитии ребенка (подростка) важное значение, по Л.В. Выготскому, имеет единство основ биологического и «культурного» (в последнем случае сегодня чаще используется термин «социального»). При аномальном же (искаженном) развитии такой целостности не наблюдается. По этому поводу выдающийся отечественный психолог писал: «Основное своеобразие детского развития заключается в сплетении культурного и биологического процессов развития. У дефективного ребенка такого слияния не наблюдается. Причиной расхождения служит органический дефект. Вся традиционная дефектология, все учение о развитии и особенностях аномального лица были проникнуты идеей однородности и единства процесса детского развития и располагали в один ряд первичные - биологические особенности дефективного ребенка и вторичные - культурные - осложнения дефекта.

Постепенность и последовательность процесса врастания в цивилизацию обусловлена постепенностью органического развития. При этом дефект создает трудности, задержки и отклонения не только в сфере и плане биологического, но и в сфере культурного развития поведения». Заметим, что во многом идея монолитности биологических и социальных начал, необходимых для развития несовершеннолетнего, в последующем была продолжена другим выдающимся клиницистом, детским психиатром В.В. Ковалевым.





древние машины с паровым двигателем
где утонул ермак
господство в европе наполеона бонапарта
кто придумал посуду