Булат
Булат - один из самых интересных и загадочных видов стали для производства клинка, который когда-либо знало человечество. Вот уже на протяжении тысячи лет именно клинки из булата благодаря своему превосходному качеству считаются лучшими. Красота же их воспета в песнях, наверное, каждого народа мира, знакомого с войной и звоном оружия.
Родиной булата считается Индия, где у подножия Гималаев, в провинции Пенджаб, каста местных кузнецов делала оружие необычайной красоты, способное на лету разрубить шелковый платок.
Технологии создания булата могли значительно отличаться в зависимости от территории и времени, поэтому булатом можно считать разные сорта высокоуглеродистой узорчатой стали, выплавленной по определенной технологии, которая и обусловливает характерные для булата качества.
Так, в тигель загружают куски разного металла, чугуна и некоторые другие компоненты, такие как различные руды, древесный уголь или флюс. После этого закупоривают и в несколько слоев обмазывают глиной. Готовый тигель ставят в печь и раздувают мехи. Среди прочих находим технологию выплавки, приписываемую некому Мазиде Ибн-Али ал-Хаддада ад-Димишки (другие источники приписывают рецепт арабскому философу и математику IX в. г Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн Саббах ал-Кинди): «Прикажи положить в каждый тигель по пять ратлей (около 450 г (во времена Фатимидов), прим. авт.) подков и гвоздей от них из нармахана (железа), по десять дирхемов (около 3 г) жженой меди, золотистого марказита (железный колчедан) и мягкой магнезии. Обмажь тигли глиной и ставь в очаг, наполненный углем и раздуваемый румийскими мехами. Пока готовится, приготовь мешочки, в которые положи миро-балан, корки граната, поваренную соль и жемчужные раковины, всего в равной степени и раздробленно, в каждом мешочке по сорок дирхемов. Всыпь в каждый тигель и сильно раздувай огонь самым безжалостным образом, а затем перестань. Когда остынет, извлеки слитки».
Разные компоненты, загруженные в тигель, имели разную температуру плавления. Поэтому в момент, когда часть компонентов уже находилась в расплавленном состоянии, другая часть оставалась пусть и в размягченном, но, все же твердом состоянии.
Еще одна особенность при производстве булата - медленное остывание слитков, в результате чего и происходит образование грубокристаллической структуры, определяющей качества булатной стали.
Например, на грубую структуру указывает в своих записях и великий арабский ученый Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни:
«Сталь бывает двух сортов: первый, когда в тигле одинаковым плавлением сплавляется «нармахан» (кричноежелезо) и его «вода» (чугун). Они оба соединяются так, что не отличить один от другого. Такая сталь пригодна для напильников и им подобных. Второй сорт получается, когда в тигле указанные вещества плавятся неодинаково и между ними не происходит совершенного смешения. Отдельные частицы их располагаются вперемешку, но при этом каждая из них видна по особому оттенку. Называется это «фаранд», и в мечах он высоко ценится».
Посетивший Южный Иран штабс-капитан Масальский так описал в «Горном журнале» (1841 г.) увиденный им процесс выплавки булата:
«В огнеупорный тигель мастер закладывает измельченную смесь старого, бывшего в употреблении железа и зеркального чугуна в соотношении одна часть чугуна на три части железа. Плавка продолжалась 5-6 часов, после чего дутье прекращали и дожидались, пока печь «затихнет». Затем тигли вскрывали, вкладывали в них немного серебра в количестве 4-5 золотников и снова засыпали печь углем. Все отверстия печи тщательно замазывали, и тигель остывал в тлеющих углях в течение 3-4 дней».
Конечно, добиться подобной твердости можно и от клинка из обычной стали, но при этом он станет хрупким. Даже если его лезвие не будет крошиться при попытке заточить его до остроты булата, такой клинок все равно будет малопригоден для использования. А булатный клинок, заточенный до остроты бритвы, продолжает держать заточку даже после использования.
В завершение производства у слитка отрезают верхнюю часть грязного пористого металла (а иногда и нижнюю часть, и бока) и расковывают. В получившейся заготовке участки очень твердой, хрупкой высокоуглеродистой стали чередуются с участками вязкого, но мягкого металла. Высококачественные булатные клинки обладали, казалось бы, несовместимыми характеристиками - твердые и прочные, упругие и вязкие. При способности перерубить плотничий гвоздь такое оружие было весьма устойчивым к перегибам, следовательно, и к перелому.
Европейцы, вероятнее всего, впервые столкнулись с оружием из булата в июле 326 до н. э., когда произошла битва на реке Гидасп. В ней Александр Македонский во время своего индийского похода разгромил войско царя Пора из восточного Пенджаба. Сам царь Пор был пленен и доставлен Александру.
Александр и его окружение были изумлены необыкновенным «панцирем» знатного пленника, сделанным из материала, ранее не виданного европейцами, которому не было страшно македонское оружие. Возможно, этот эпизод стал причиной того, что, вопреки всеобщим ожиданиям, Александр не только оставил Пора царем, но и расширил его владения.
Однако, несмотря на искреннее преклонение перед булатным оружием как европейцев, так и народов Азии и Африки, в XIV в. искусство создания этой стали было практически утеряно. Объяснение данного процесса кроется во многих факторах.
• Закрытость касты кузнецов. Секрет производства определенного сорта булата тщательно оберегался в среде кузнецов того или иного региона. Передавался лишь от мастера к ученику.
• Небольшой ареал производства булата и оружия из этого металла. К примеру, европейские кузнецы в то время так и не освоили создание булата и изделий из него. По всей видимости, это связано с тем, что они привыкли работать с низкоуглеродистыми видами стали, имеющими более высокую температуру плавления. В Европе пытались ковать булат уже привычными методами. Но доведенный до белого каления металл просто крошился под молотом. Булат требует отличных от других сортов стали способов ковки и закалки. Он может быть поврежден неправильной термической обработкой.
Очень яркое описание процесса закалки булата было найдено в одном из храмов Средней Азии: «Булат необходимо нагревать до тех пор, пока он не потеряет блеск и не станет как восходящее солнце в пустыне, после чего остудить его до цвета королевского пурпура и затем вонзить в тело могучего раба... Сила раба перейдет в клинок и придаст прочность металлу».
• Появление более простой в создании, но обладающей не меньшим спросом на рынке дамасской стали, а также многочисленных подделок булата. Особенно с XVI в., когда литую сталь начали изготавливать во многих уголках мира, так как любой клинок можно искусственно «демаскировать» с помощью кисточки и резца или гравировки.
• Большинство опустошительных завоеваний Тамерлана, великого завоевателя и основателя империи Тимуридов, пришлось на области, в которых были сосредоточены центры производства булата. По приказу эмира Тамерлана всех кузнецов, плененных на захваченных землях, угоняли в столицу его империи - Самарканд.
На какое-то время центром производства высококачественного булата снова стала Индия. Но и здесь в XVII в. вместе с приходом европейцев, огнестрельного оружия и промышленного литья секреты производства легендарной стали вскоре были забыты.
Тем не менее, помня об отменных качествах булата, металлурги и кузнецы по всему миру работали над возрождением технологии создания этой стали. Задумывался об этой проблеме и выдающийся английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества, сын кузнеца Майкл Фарадей. У него было все необходимое для производства булата: лаборатория, слиток булата, вывезенный из Бомбея (Мумбаи), и финансовые средства. Однако секрет так и не был раскрыт. Даже несмотря на то, что при создании булата Фарадей добавлял дорогие серебро, золото и платину.
Но то, что не удалось Фарадею, после десяти лет проб и ошибок удалось выпускнику Горного кадетского корпуса, выдающемуся русскому горному инженеру, ученому-металлургу, генерал-майору Павлу Петровичу Аносову.
Булатная сталь - это композит, химически, физически и структурно неоднородная сталь. Устойчивость булата к коррозии объясняется его чистотой и плотностью, а в отдельных сортах и некоторым легированием. На фото охотничьи ножи из различных сортов булата и дамаска
Вначале Аносов пошел по пути Фарадея и подтвердил его результаты: примеси алюминия, платины и некоторых других металлов дают характерный для булата узор, но в целом получившийся материал далек от настоящего восточного булата. Ученый установил, что свойства стали зависят не только от компонентов, но и от содержания и способа введения углерода, чистоты исходных материалов, метода охлаждения и кристаллизации. Первый полноценный булат, полученный Аносовым, был аналогом иранского булата хоросан, с характерным сетчатым узором на темно-коричневом, с красноватым отливом, грунте. Англичане, чья сталь в тот период заслуженно считалась лучшей в мире, не могли поверить, что один удар шпаги из булата, сделанного Аносовым, с легкостью перерубал английские клинки. Парадоксально, но после смерти ученого секрет производства булата вновь был утерян. Некоторые моменты, которые Павел Петрович понимал интуитивно, так и не были в достаточной степени изложены им на бумаге. Его же современников больше интересовало количество, а не качество, поэтому восстановлением результатов, полученных Аносовым, кроме немногих энтузиастов, никто не занимался.
С появлением огнестрельного оружия роль холодного, какого бы превосходного качества оно ни было, несомненно падает.
Новое рождение булат получил только в наши дни. Он вновь становится востребованным у всякого рода охотников и, кроме того, интересует коллекционеров.
Определение «булат» включает в себя немалое количество разнящихся по цвету, узору и характеристикам булатных сталей. Только в Индии и Персии в зависимости от способа и места изготовления существовало несколько десятков сортов булата.
По окончании Бухарской экспедиции 1841 г. полковник Бутенев в статье «О ковке булата в Бухарии» пишет, что в Бухаре высшими сортами булата считались симдани, газгани, гунеужевгар (новый алмаз), наурис (нейрис) и харусани. К низшим относились мешеди (из Мешхеда), гиндустани (новый индийский булат), собсидар (зеленый) и гиндустани ахак. При этом бухарцы предпочитали округлые и правильные узоры угловатым, иранские булаты - индийским, а старые сорта - новым.
Большинство булатных клинков получало название местности, где они создавались, а отличить их можно было по характерному узору. К низшим сортам принадлежат сирийские булаты наурис и шам, а также элиф Стамбул. Они имеют мелкий прямолинейный полосатый узор, серый или бурый грунт. К низшим сортам также относятся египетский баяз и бейад Стамбул, хотя узор у последних может быть и струйчатым.
К булатам среднего качества относятся индийские булаты сари, гинди, кум-гинди и иранский бедр, со средним и крупным волнистым узором, в котором преобладают кривые линии на буром и черном грунте.
К булатам высокого качества относятся иранские булаты хоросан и табан с крупным сетчатым и коленчатым узором на темном фоне с отливом.
И наконец, к булатам высочайшего качества относятся кара-табан и кара-хоро-сан (приставка «кара» означает «черный»), со сложным ансамблем узоров в виде узких лент или волокон некруглого сечения, четко выступающих на темном грунте с золотистым отливом.
К сожалению, большое количество рецептов превосходных сортов булата много веков назад было безвозвратно утеряно. Только сейчас благодаря современным технологиям и сохранившимся образцам удается приоткрыть завесу тайн их производства. Но полностью повторить индийский, иранский или хотя бы аносовский булат пока так и не удалось.
При определении качества булата следует руководствоваться некоторыми правилами.
• Чем больше точек, поперечин и узоров, чем четче и крупнее узор, и чем темнее фон (грунт), тем выше достоинство булата. Качество и форма узора свидетельствуют о том, как клинок ковали, о структуре металла. Цвет узора и фона говорит о химическом составе стали.
• По характеру звона определяют монолитность булата. Чистый и долгий звон булатного клинка говорит о целостности, о том, что нет трещин и разрывов. Напротив, дребезжащий звон свидетельствует о грубой структуре клинка. Когда разница в составе соседних слоев слишком велика, металл расслаивается. Звук получается низким, дребезжащим и недолгим, так как он быстро гасится при переходе через границы слоев.
кто изобрёл атомную бомбу |
доспехи рыцарей 13 века |
лодочный мотор с паровым двигателем |
атомная бомба кто изобрел |