Хайям Вурук, Раджасанагра, Король Государства Маджапахит На Острове Ява
В 1365 г. государство Маджапахит на острове Ява в современной Индонезии было в апогее своей силы; в том же году придворный поэт Прапанчья сочинил эпическую поэму, прославляющую короля, своего покровителя. Хайям Вурук, принявший титул «раджасанагра», за 15 лет до этого наследовал трон, и, руководимый первым министром по имени Гаджа Мада, смог превратить свое королевство в могущественную империю, раскинувшуюся на островах Индонезийского архипелага.
Политическая власть была сосредоточена в кратоне города Маджапахит, дворце и вместе с тем священном центре, окруженном высокой широкой стеной из красного кирпича со сторожевыми башнями и огромными железными воротами, украшенными орнаментом. Поэма Прапанчьи под названием «Нагаракертагама» описывает правителя, которого вносят в город в усыпанном драгоценными камнями паланкине с павлиньими перьями, защищающими его от солнечных лучей. Звуки барабанов, труб и раковин наполняют воздух и возвещают о близком прибытии раджасанагры, чьи одеяния сверкают золотом. Поэма также описывает, как король торжественно передвигается в открытой коляске, украшенной золотом и драгоценными камнями; его кортеж состоит из слонов, коней и 400 повозок. Короля окружает облако благовоний, а перед ним почтительно стоят индуистские священники-брамины. Пары дев несут над государем желтый зонтик от солнца, священный крис, или меч государства, и золотой ларец с орехами бетеля, предназначенного для освежения вкусовых ощущений.
Золотой век Индонезии
Это был золотой век Индонезии, и литература смешивает легенды с действительностью, описывая времена, когда по всему архипелагу распространилась самобытная культура. Тем не менее вера в то, что обладает кесактяном - божественной силой, приписываемой индонезийским правителям, - является неотъемлемой частью истории его царствования. Гаджа
Мада, передвигавшемуся в красном паланкине, было позволено использовать желтый зонтик от солнца, обычно положенный лишь королю. Однако пусака, или символы верховной власти, хранившиеся во внутреннем святилище кратона, подтверждали единственную в своем роде власть короля как блюстителя иерархического порядка и гаранта мира.
Великий Маджапахит был последним королевством на этом архипелаге в Юго-Восточной Азии, перед тем как в XVI в. туда пришли европейские торговцы и колонизаторы и навсегда изменили его облик.
Королевство Шривиджайя
Это островное государство многие века испытывало сильное влияние культур Индии и Китая. К VII в. наибольшее влияние на архипелаге приобрело королевство Шривиджайя на юго-востоке острова Суматра, в состав которого входили соперничавшие на протяжении веков независимые порты и государства.
Обязанности королевской власти на островах Юго-Восточной Азии определялись географией и климатом региона. Покрытые плодородной почвой горы могли превратиться в вулканы, на морских торговых путях могли разыграться жестокие штормы, и потому королевские ритуалы были призваны умиротворять стихии. Король Шривиджайи был и «Властелином гор», и «Властелином островов», а чтобы умилостивить «духа морских вод», он ежедневно бросал золотые слитки в дельту реки у Палембанга, столицы государства.
Древние островные королевства Юго-Восточной Азии обычно возникали в бассейнах рек, поскольку именно там соединялись горные и морские силы: во время сезона дождей со склонов гор в море стекали потоки дождевой воды. Речная вода, обеспечивавшая плодородие земли, была тесно связана с королевскими магическими ритуалами, призванными стимулировать плодородие. Эта связь была настолько сильна, что считалось, будто произойдет наводнение, если король войдет в предназначенную для купания воду, которую предварительно не обезопасили с помощью цветочных лепестков.
Сила воды
Мифы королевства Шривиджайя, посвященные воде, отражали политическую и экономическую реальность: река Муси была главной водной артерией, которая соединяла с побережьем районы, находящиеся в глубине острова. Сельскохозяйственные продукты, выращенные в речной долине (в том числе рис), продукты леса (например, древесная смола, предназначенная на экспорт) и рабочая сила спускались вниз по реке к Палембангу. Затем Муси текла от столицы к морю, находившемуся от нее на расстоянии 80 км. Королевство Шривиджайя часто прибегало к военной силе, чтобы подчинить своих соседей; сеть рек составляла основу системы союзов, которая строилась на продаже и обмене товаров, - взамен королевство требовало признания верховной власти.
Вверх по реке часто посылали буддистских монахов, чтобы установить дружеские отношения с вождями племен, живших в глубине острова. Их уговаривали исполнять религиозные ритуалы в знак почитания как буддистской веры, так и короля Шривиджайи. Культовые обряды в честь короля и церемонии присяги на верность, отправляемые в географическом центре королевства, обеспечивали покорность островитян. И Чин, китайский путешественник VII в., описывает ритуальный комплекс вблизи Палембанга, в котором была тысяча священников и где он видел золотые чаши в форме лотоса, подносимые золотым и серебряным статуям Будды.
Процветание Шривиджайи основывалось на контроле над международными торговыми путями, проходящими через регион, и на наличии морских портов на северном и западном побережье Явы. Однако центральная часть острова, где правила династия Шайлендра, оставалась независимой и была главным экспортером риса для Шривиджайи, своего ближайшего союзника. В ответ Центральная Ява получала товары, ввозимые на остров по морю, а также оставалась открытой для влияния индийской религии, искусства и архитектуры.
Влияние Индии
На плато Диенг в Центральной Яве был построен индуистский храмовый комплекс. Другой комплекс был построен у Прамбанана. Династия Шайлендра возвела величественный буддистский комплекс, известный под названием Боробудур и завершенный, вероятно, в начале IX в. Индуизм с его сложными ритуалами и государственными церемониями, демонстрировавшими близкие отношения между верховными правителями и богами, позволил некоторым королям обрести превосходство над своими соседями. Придворные индуистские священнослужители владели санскритом, что помогало королям в делах управления государством, и представители династии Шайлендра (VIII в.), впервые объявившие себя правителями яванского государства, были также первыми, кто принял титул махараджа (на санскрите означает «великий царь»). Королевство Шривиджайя поддерживало тесные торговые связи с индуистскими правящими домами, пришедшими в Центральной Яве на смену династии Шайлендра, и это положение сохранялось до начала XI в.
Торговля с Китаем
Со временем торговля с Востоком становилась все оживленнее, по мере того как до региона добиралось все больше китайских мореплавателей, заключавших договора непосредственно с производителями. Шривиджайя лишилась своего выгодного положения посредника, так как теперь восточное побережье Явы находилось на перекрестке торговых путей. По ним вывозили рис в обмен на пряности (особенно гвоздику и мускатный орех), выращиваемые в тропических лесах на отдаленных восточных островах архипелага. Кроме того, главным товаром в регионе стал экспортируемый из Китая фарфор.
Король Аирланга (ок. 991-1049) воспользовался этими экономическими преимуществами и создал новое могущественное государство, располагавшееся в дельте реки Брантас в восточной части Явы, смог построить систему дамб, распределяющую речные воды, и распространил свою власть на Центральную Яву. В течение следующих двух столетий Восточная Ява превратилась в экономически развитое государство и стала импортировать золото и серебро, китайский фарфор и шелк, изделия из лакированного дерева и металла.
Королевство Сингасари
Королевство Сингасари в первой половине XIII в. превратилось в господствующую на Восточной Яве военно-экономическую силу. Наиболее значительный правитель Кертанагара (правил в 1268-1292 гг.) был посвящен в тайные тантрические ритуалы, сопровождавшиеся пьяными оргиями, а потому король объяснял свои успехи в борьбе с «демоническими силами» соперников экстазом, вызываемым этими ритуалами. Однако поэма Прапанчьи изображает его религиозным аскетом, чье покровительство индуизму и буддизму способствовало объединению Явы. Мирное сосуществование двух религий было характерной культурной особенностью этого острова.
Армия Кертанагары вторглась на Суматру, и к 1286 г. король приобрел контроль над проливами, отделяющими этот остров от Малайского полуострова. Это шло вразрез с планами стремящихся на юг новых монгольских властителей Китая, и в 1289 г. Хубилай отправил к Кертанагаре посланников, потребовавших дани. В ответ король приказал сделать на их лицах татуировки. Хубилай не мог стерпеть обиды и отправил тысячу монголо-китайских военных кораблей с целью силой заставить Яву подчиниться. Однако еще до прибытия флота Кертанагара погиб во время местного мятежа, поднятого ранее вассальным государством Кадири.
Государство и город Маджапахит
Зять и преемник Кертанагары Кертараджа-са (правил в 1293-1309 гг.) приказал расчистить от леса участок и построил город, названный им Маджапахит, ставший новой столицей династии. Когда в 1292-1293 гг. пришли монголы, Кертараджаса убедил их объединенными силами напасть на правителя Кадири. После ликвидации местных соперников новый король обратил оружие против монгольских союзников и изгнал их с Явы.
В последующие десятилетия государство Маджапахит захватило большую часть островов, составляющих современную Индонезию, заключило мирное соглашение с монголами, установило прочные торговые связи с Китаем и через Венецию стало экспортировать в Европу пряности, отправляя их на кораблях из портового города Сурабайя. Город Бубат, торговый близнец Маджапахита, расположенного в глубине острова на реке Брантас, стал местом заключения сделок между купцами из Индии, Китая, Камбоджи, Вьетнама и Таиланда.
Закат Маджапахита
Торговля пряностями приобрела такой размах, что одно государство уже не могло удерживать над ней контроль - это привело к политическому и экономическому кризису Маджапахита. К началу XV в. Китай установил собственные торговые связи с портами Суматры, из которых вывозили пряности, а центром оптовой торговли стала Мелака на Малайском полуострове. Утрата экономического могущества привела к тому, что порты, ранее подчинявшиеся Маджапахиту, стали независимыми, а смена общественных настроений в прибрежных торговых районах нашла отражение в массовом переходе населения в ислам. В 1513 г. коалиция исламских сообществ на Северной Яве развязала войну против Маджапахита, который пал в 1528 г., а королевская семья была вынуждена бежать на Бали.
шлемы рыцарей |
самые крупные пушки |
джон непер биография |
изобретение радио рассказ для детей |