Время законов

 

Среди множества скульптурных изображений, дошедших до нас от античных времен, одно из самых известных - бюст прославленного афинского законодателя Солона. В 594 г. до н. э. он был избран в Афинах архонтом - высшим должностным лицом города-государства. Его наделили правом навести в государстве порядок, создав законы, единые для всех граждан.

Избрание Солона не было случайным. К этому времени он уже успел прославиться мудростью и красноречием. Известен случай, который произошел в те годы, когда Афины вели с городом-государством Мегары войну за остров Саламин. Остров был богат, располагался вблизи от Афин, а самое главное - там находились удобные гавани, которых не так уж много    имелось на побережье Пелопоннеса. Поначалу боевые действия завершились сокрушительным поражением афинян. Военные вожди, едва унеся ноги с поля битвы с мегарцами, запретили гражданам Афин под страхом смертной казни даже упоминать о Саламине. Один лишь Солон не пожелал смириться с позором. Чтобы не нарушить запрет архонтов и вдохнуть боевой дух в соотечественников, мудрец использовал уловку. Облачившись

в рваный плащ, он притворился сумасшедшим, вышел на агору и обратился к народу с якобы безумными словами:

Если афиняне мы, то вперед - и на остров желанный! Смело на бой, чтобы смыть с родины черный позор!

Услышав такие слова, афиняне воодушевились, снова взялись за оружие, и вскоре остров Саламин стал афинским владением.

Вступив в должность архонта, Солон создал свод законов, опиравшихся на вековую мудрость и опыт греческого народа. Даже тиран Лисистрат, который позднее захватил власть в Афинах, не решился их отменить или нарушить. Прежде всего великий законодатель объявил всех афинских граждан свободными людьми. Он отменил старые долги, и с полей афинских землепашцев исчезли страшные долговые камни, означавшие пожизненную кабалу. Каждый гражданин был обязан трудиться на благо города, а бездельники лишались гражданских прав.

Затем Солон разделил афинских граждан на четыре большие группы. К первой принадлежали самые богатые и знатные, ко второй - те, кто мог приобрести на свои деньги боевого коня, к третьей - те, кто

мог купить полное боевое снаряжение пехотинца, и, наконец, к четвертой - неимущие и нуждающиеся. Несмотря на эти различия все без исключения афиняне могли участвовать в народном собрании и решать вопросы общественной жизни. Во главе народного собрания стоял «совет четырехсот», состоявший из представителей всех четырех сословий. А прежний совет - ареопаг, куда входили знатнейшие горожане, теперь должен был заниматься исключительно судебными делами. В суд мог обратиться каждый свободный гражданин, с которым обошлись несправедливо. А чтобы в суде, общественных зданиях и храмах люди вели себя с достоинством, Солон запретил там всякую брань. Если же кому-либо хотелось высказать все, что он думает об обидчике, это можно было сделать дома, на улице, или на площади. Запрещалось обвинять мертвых, потому что они не могли себя защитить.

Самым суровым наказанием по законам Солона было лишение гражданских прав. Кроме лентяев, их лишались и те, кому было безразлично, что происходит в Афинах, кто управляет государством и какие законы чтит и издает.





колоніальний поділ африки
объяснение детям свет
я придумал двигатель
замок крепость времен правления генриха 2 прозвали ключом англии