Сокровища «Лютина»
Время: 1799 г.
Место: Нидерланды, провинция Фрисландия между островами Терсхеллинг и Влиланд
Lloyd's of London - сегодня это название считается одним из самых узнаваемых на страховом рынке Англии. Компания Эдварда Ллойда, чей офис располагается в Лондонском Сити - деловом центре Англии, превратилась в настоящий бренд. Корпорация гордится своим прошлым и немало внимания уделяет традициям, которые в британском обществе являются синонимом надежности. Наглядным символом последних считается колокол «Лютина», чей звон ассоциируется у всех работников страхового рынка с важнейшими событиями. Два удара сообщают о торжественном событии, один удар - о трагедии. Этот колокол - вечное напоминание о непредсказуемости мира для «Ллойд» и о великом сокровище, по-прежнему ждущем своего обладателя.
Морской гном
«Ла Лютином» назывался один из самых дорогих трофеев англичан в их непрекращающейся войне с Францией. Это был фрегат, «быстрее которого нет в море», как хвастались его первые владельцы. Поэтому когда корабль попал в руки британского военного флота, никому и в голову не пришло затопить его.
«Ла Лютин» сменил флаги, выбросил из названия говорящую о его первоначальном подданстве приставку и стал ходить в бой против бывших владельцев.
Карта Европы. 1843 (Звездочкой отмечено место гибели «Лютина».)
В ходе своего последнего путешествия команда фрегата должна была перевезти золото на сумму 1,175 млн фунтов стерлингов, принадлежавшее английским торговцам. У берегов Голландии вечером 10 октября 1799 г. «Лютин» попал в шторм. Корабль был отброшен от залива Зёйдерзе в промежуток между рыбацкими островами Терсхеллинг и Влиланд, где врезался в отмель, перевернулся и пошел ко дну вместе с экипажем.
Неприступный фрегат
Известие о печальной судьбе «Лютина» и о том, что власти Голландии объявили затонувшее добро своей собственностью, вскоре дошло до страховщиков из английского бюро «Ллойд», которым предназначалось золото. И пока чиновники и торговцы выясняли отношения, местное население Влиланда и других прибрежных зон старалось не упустить свой шанс. Судно залегло сравнительно неглубоко, и порой его темные очертания отчетливо виднелись под водой, маня наиболее решительных рыбаков. Почти полтора года голландцы потихоньку доставали сыплющиеся из проломов корпуса монеты и слитки, подняв в общей сложности около 70 тыс. фунтов стерлингов.
Затем на месте появились представители власти, и кладоискателям пришлось прекратить свое занятие. Однако эмиссары голландского двора, изучив ситуацию, решили, что добыча сокровищ сопряжена с непомерными тратами и, в конце концов, оставили все как есть. Со временем «Лютин» все больше погружался в мягкое илистое дно. Почти 20 лет голландская монархия не знала, что ей делать с затонувшим кораблем, пока, наконец, не разыграла фрегат в дипломатической игре, подарив право на поднятие его запасов английскому королю Георгу. Англия несколько раз пыталась расчистить корабль от песка, но тот неизменно заносило снова и снова, в итоге правительство передало его той самой страховой конторе «Ллойд». Последней, чтобы сохранить реноме, пришлось подойти к делу с максимальной ответственностью.
Остров Терсхеллинг, неподалеку от которого в 1799 г. затонул английский корабль «Лютин», перевозивший золото на сумму более 1 млн фунтов стерлингов
За шесть лет, с 1855 по 1861 г., англичане подняли 40 тыс. фунтов стерлингов, а также колокол фрегата и некоторые фрагменты корабля вроде руля, из которого впоследствии было сделано украсившее контору кресло. Добраться до основных запасов корабля, несмотря на многочисленные попытки, не удалось, даже привлекая к работам сторонних специалистов. Песчаная трясина цепко держит «Лютин».
За всю историю клада ближе всех к нему подобрался английский капитан Гарднер. В 1911 г. он на своем судне «Лайонс» сумел с помощью технического оборудования в достаточной степени расчистить корпус затонувшего корабля. Когда команда водолазов проникла внутрь, путь им преградили оружейные запасы фрегата - сотни железных ядер засыпали вход в трюм. Слипшиеся из-за ржавчины в неподъемную плиту, они надежно защищали золото от посягательств. К тому моменту, когда помощникам Гарднера удалось взорвать эту преграду, в море начался период осенних штормов, и работать дальше стало небезопасно.
Решив продолжить после Нового года, Гарднер удалился из опасной акватории. Когда же следующей весной «Лайонс» вернулся на место кораблекрушения, команду ждал неприятный сюрприз. Корпус «Лютина» еле-еле угадывался под многометровыми песчаными заносами. А денег на повторные раскопки у спонсоров капитана не было. Однако на этом история сокровищ «Лютина» не заканчивается. Многие пытались найти клад и после капитана Гарднера. Создавались акционерные общества, организовывались экспедиции, тратились огромные состояния. Всего предпринято более десяти существенных попыток добраться до сокровищ, таящихся на борту фрегата. Так, до начала Второй мировой войны поисками золота занялись голландцы, но, даже используя мощный землесос «Каримата», они смогли найти только десяток золотых монет. В 1957 г. руководитель очередной экспедиции, голландский инженер Ван Вейнен, перед тем как приступить к работам, самонадеянно заявил, что его попытка поднять знаменитый клад будет последней. Тем не менее не повезло и ему - море так и не рассталось со своей добычей. После всех неудач, постигших добытчиков английского золота, за «Лютином» устойчиво закрепилась слава заколдованного. Однако не оставляющие попыток оптимисты не согласны с этим: может быть, «заколдованное сокровище» ждет кого-то конкретного? Может, даже кого-то, кто читает эти строки?
краткое биография изамбард кингдом |
де вобан |
меч ширасайя |
метатель бола |