Материалы


«Волшебная молния» японского флота - Поршневые самолеты схемы «утка»

Термином «утка» обозначают самолеты, основное горизонтальное оперение которых расположено в носовой части. Этот термин появился впервые во Франции, его происхождение, вероятно, связано с тем, что крыло летящей утки находится ближе к ее хвосту, чем к голове. По сравнению с самолетами классической схемы «утки» обладают лучшей маневренностью; в то же время переднее оперение создает дестабилизирующий момент, ухудшая устойчивость аппарата.

По схеме «утка» был построен первый в мире самолет братьев Райт, а чуть позднее - самолет 14 bis А. Сантос-Дюмона. Такой выбор объяснялся возможностью визуального контроля за положением органов управления, что при полном отсутствии приборного оборудования было немаловажно. Кроме того, переднее горизонтальное оперение вносит ощутимый вклад в создание подъемной силы, что также принималось во внимание. Отсутствие хвоста позволяло использовать более низкое и легкое шасси. О недостатках, свойственных схеме «утка», пионеры авиации не знали.

Одним из наиболее известных самолетов схемы «утка» 1920-х гг. был созданный немецкими конструкторами Д. Фокке и Г. Вульфом самолет FW.19 Ente (в переводе с немецкого - «утка»). Значительная часть подъемной силы самолета создавалась на горизонтальном оперении, поэтому центр тяжести находился заметно впереди крыла. Стремясь сделать рули высоты более эффективными, конструкторы установили их ниже стабилизатора на внешних кронштейнах. Из-за малого плеча вертикального оперения самолет имел очень большой киль.

Во время Второй мировой войны маневренные качества «утки» привлекли внимание создателей перспективных истребителей. В 1939 г. в Италии фирма Passignano-Ambrosini построила истребитель SS-4 с двигателем мощностью 960 л. с. Это был самолет с убирающимся трехопорным шасси и мощным стрелково-пушечным вооружением, состоящим из 30-мм и двух 20-мм пушек. Горизонтальное оперение состояло из неподвижного стабилизатора и традиционных рулей высоты. Проблема малого плеча рулей направления была разрешена путем применения на самолете двухкилевого вертикального оперения, размещенного на середине размаха консолей. Опытный образец показал на испытаниях максимальную скорость около 570 км/ч, однако после его потери из-за отказа двигателя дальнейшие работы прекратили.

В 1940 г. приступила к созданию истребителя-«утки» американская компания Curtiss. Успешно испытав пилотируемую модель CW-24B, она заключила с ВВС США контракт на постройку трех самолетов ХР-55 Ascender («набирающий высоту»). Они оснащались двигателями V-1710 мощностью 1275 л. с. Первый ХР-55 взлетел 19 июня 1943 г., но в ноябре того же года он разбился, попав в перевернутый плоский штопор (сказалась врожденная неустойчивость «утки»). Испытания продолжились на втором и третьем образцах (на них увеличили размах крыла и площадь рулей), но, прежде чем они завершились, на вооружение начали поступать реактивные машины, и надобность в ХР-55 отпала.

В самом конце Второй мировой войны истребитель схемы «утка» спроектировал капитан японского флота Митинори Цурума. Радиальный двигатель НА 43-42 мощностью 2130 л. с. вращал шестилопа-стный толкающий винт. Первый полет этого самолета состоялся за две недели до капитуляции Японии, но еще раньше ВМС Японии заказали фирме «Кюсю Хикоки» 1800 таких самолетов под обозначением J7W-1 «Шинден» («волшебная молния»). Реактивный вариант «Шиндена» - J7W-2 - остался на бумаге. Опытный образец J7W-1 стал трофеем американцев и в настоящее время находится в Национальном музее авиации и космонавтики.


24.09.2017




первые лазеры
изготовление доспехов своими руками
строение шлема рыцаря
замок куси во франции реконструкция