Материалы


Сверхзвуковой... гидроплан - Морской истребитель «Си Дарт»

При слове «гидроплан» в воображении любителя авиации сразу же возникают громоздкие поплавки или кургузый фюзеляж летающей лодки, категорически не совместимые с большими скоростями полета. Достаточно вспомнить, что японский истребитель A6M2-N, представлявший собой поплавковый вариант легендарного «Зеро», при одном и том же моторе был на 110 км/ч медленнее прототипа. Однако в первой половине 1950-х гг. был построен и успешно летал... сверхзвуковой истребитель-гидросамолет.

Заинтересованность военных в таких машинах объяснялась просто. Для их базирования не требовались огромные, крайне дорогостоящие и весьма уязвимые авианосцы - достаточно было относительно небольшого корабля, оборудованного катапультой для запуска самолетов и док-камерой, куда они будут самостоятельно заруливать после посадки. Еще большие выгоды обещало применение «водоплавающих» истребителей в десантных операциях. Подготовить на берегу площадку для гидросамолетов, оборудованию спусками в воду и минимумом необходимой инфраструктуры, можно было уже через несколько часов после захвата плацдарма. После перебазирования на нее истребителей авианосцы, обеспечивающие воздушное прикрытие десанта, можно было перенацелить на другие задачи.

Первым изобретением, сулившим сокращение разрыва в летных данных между сухопутными и морскими самолетами, стал реактивный двигатель. Если винты поршневых двигателей приходилось поднимать вверх, чтобы защитить от брызг, реактивный двигатель можно было разместить в фюзеляже. Прогресс в гидродинамике позволил оздавать корпуса летающих лодок с большим удлинением. Первыми эти два изобретения использовали англичане, создав прототип истребителя - летающей лодки Saunders-Roe SR.A/1. Он показал скорость порядка 850 км/ч, но резервов для дальнейшего улучшения характеристик не имел, и программа была вскоре закрыта.

Исследования, которые велись в США специалистами NACA (Национальный консультативный комитет по аэронавтике) показали, что гидролыжи на разбеге способны поднять самолет из воды, а после взлета могут быть убраны в фюзеляж. В 1949 г. командование ВМС США выдвинуло требования к истребителю-гидроплану, способному действовать с передовых баз в любых метеоусловиях. Фирма Convair, используя результаты исследований NACA и собственные наработки по аэродинамике треугольного крыла, начала разработку самолета XF2Y-1 Sea Dart («Морской дротик»). В декабре 1952 г. начались водные испытания первой машины, в ходе которых выявилось неприятное явление: на скоростях более 96 км/ч начиналась сильнейшая тряска лыж. Ее причиной был резонанс системы «лыжи - стойки - вода». Изменения характеристик амортизаторов и профиля лыж позволили снизить вибрации, но не устранить их полностью.

Первый полет Sea Dart выполнил 9 апреля 1953 г. Однако его летные данные оказались хуже заявленных: скорость вместо проектных М=1,5 составила лишь М=0,99. Звуковой барьер был преодолен лишь в августе 1954 г. на значительно доработаном втором опытном самолете. В конце того же года первый экземпляр был переделан и снабжен единственной широкой лыжей, закрепленной под центропланом на четырех амортизационных стойках. Третий опытный самолет летал с двойной лыжей, снабженной колесами, которые позволяли осуществлять руление по земле.

Затянувшиеся испытания и катастрофа второго опытного самолета во время демонстрационного полета подорвали доверие военных к проекту Sea Dart. В январе 1956 г., вскоре после вступления в строй «суперавианосца» Forrestal, работы над гидроистребителем прекратили.


24.09.2017




часть шлема рыцаря
клад чингисхана
древняя греция территория колонии
короткий меч рыцарей