Обреченные «изменяющие судьбу» -Кайтен - водители торпед японского флота

В конце войны японский Императорский флот принял на вооружение несколько типов человеко-управляемых торпед. Наибольшее распространение получили торпеды «Тип 1». В основу ее конструкции была положена мощная 610-мм кислородная торпеда «Тип 93» - один из самых совершенных образцов торпедного оружия Второй мировой войны. К ней пристраивался прочный корпус с кабиной водителя, кислородным баллоном от той же «Тип 93», балластными цистернами и боеголовкой. Управляемые торпеды получили название «Кайтен» («изменяющие судьбу»).

Первых добровольцев-водителей набирали из офицеров флота, но потом на острове Оцудзима была создана школа водителей-смертников, где обучалось около 200 человек. По словам одного ветерана, больше всего курсанты опасались того, что их спишут из отряда: пилот «Кайтена» должен был превратиться в полубога в храме Ясукуни, заслужив неумирающую славу. Но был и «земной» аспект: после выполнения задания он посмертно получал повышение на два ранга, а его семья - солидную пенсию.

Для доставки «Кайтенов» к месту атаки использовались океанские подводные лодки, на палубе которых размещалось шесть управляемых торпед. При приближении к цели водитель через специальный люк из лодки перебирался в торпеду. Получив по телефону от командира лодки приказ и сведения о направлении движения, он отделялся от субмарины и включал двигатель. Приближаясь к цели, водитель корректировал курс с помощью перископа. Приблизительно в 500 м от атакуемого корабля он включал полный ход и на глубине 4 м шел на таран. Следует отметить, что первоначально в конструкции торпеды «Кайтен» был предусмотрен механизм катапультирования пилота. Однако, оказавшись в воде в непосредственной близости от поражаемой цели во время взрыва, пилот практически не имел шансов выжить, поэтому в дальнейшем от катапульты отказались. Если водитель не находил цель, то его ждала смерть от удушья в задраенной кабине. Правда позже «из гуманных соображений» сделали устройство, позволявшее водителю избавить себя от мучений, подорвав заряд торпеды.

Первая атака человекоторпеды состоялась 20 ноября 1944 г., когда один из инициаторов создания «Кайтен», мичман Нисина, прорвался к стоянке американских кораблей и подорвал крупный танкер Mississippi (11300 т). После этого, пытаясь атаковать американские корабли в хорошо защищенных базах, японцы потеряли шесть лодок-носителей из одиннадцати и 55 водителей-смертников, большинство из которых так и не достигли цели.

Потери были приписаны ошибочной доктрине, которая предусматривала атаковать только защищенные якорные стоянки и корабли возле плацдармов. В Морском генеральном штабе стали склоняться к мысли перенести атаки на морские коммуникации. По мнению ряда специалистов, трудности действия человекоторпед в открытом море должны были компенсироваться более слабым прикрытием транспортов и танкеров. Для «Кайтена» такие атаки представляли колоссальную трудность: вместо захода на неподвижную цель по спокойной воде они должны были догонять корабли в море. Хотя скорость торпеды достигала 40 узлов, что было выше, чем у любой цели, но ее дальность хода была крайне ограничена.

Однако с мая 1945 г. лодки-носители стали действовать только на коммуникациях, что принесло некоторый успех. За три последних месяца военных действий человекоторпеды потопили (по японским данным) 15 транспортов и танкеров, 2 крейсера, 5 эсминцев и 7 сторожевых кораблей. Два судна получили сильные повреждения и вышли из строя. Все это было достигнуто ценой жизни еще 50 водителей, кроме того, 15 человек погибли во время тренировок.






я придумал двигатель
доспехи из жести своими руками
реактивные пули mba
аристотель труды