Новости

""





Носители дульнозарядных исполинов -Броненосцы «Дуилио» и «Инфлексибл»

Пережив позор поражения в морском сражении у острова Лисе, Италия приняла самые экстренные меры по усилению своего флота с целью войти в число ведущих морских держав мира. Прекрасно понимая, что соперничать с Англией или Францией в количестве кораблей совершенно бесполезно, итальянское командование решило компенсировать количество качеством. Так родился Duilio - линкор, ставший рекордсменом по числу эпитетов «самый-са-мый». Он должен был ни много ни мало нести самые мощные в мире пушки, самую толстую броню, иметь превосходство в скорости над любым иностранным броненосцем и при этом обладать приемлемыми размерами.

Разумеется, итальянская промышленность того времени самостоятельно не могла осуществить этот замысел, поэтому конструкторы изначально ориентировались на широкое международное сотрудничество. В результате на национальных верфях строился только корпус, все остальное приобреталось за границей. Но самой впечатляющей в истории броненосцев типа Duilio стала эпопея по выбору артиллерии главного калибра.

Первоначально корабли предполагалось оснастить 317-мм 38-тонными орудиями, однако в ходе постройки из-за заочного соперничества с англичанами вес пушек неуклонно возрастал. В конце концов итальянцы обошли британское Адмиралтейство, сыграв на традиционной конкуренции различных фирм. Зная, что официальный поставщик артиллерии для флота Владычицы морей - Вульвичский арсенал - не может выпускать орудия калибром выше 406 мм, они договорились с Армстронгом об изготовлении на заказ 450-мм 100-тонных суперпушек длиной 20 калибров. Правда, за амбиции пришлось раскошелиться. Восемь таких стволов для Duilio и однотипного Dandolo обошлись Италии в сумму более 4,5 млн лир. Десять лет назад столько стоил полностью укомплектованный броненосец.

Можно без преувеличения сказать, что Duilio поразил мир. В нем все было необычно: размещение артиллерии, овальные в плане башни, у которых ширина была больше, чем длина (чтобы хоть как-то компенсировать гигантский вес орудий, башни пришлось сделать минимального размера, буквально «обтягивающими» казенные части орудий), и многое другое. Но из-за своего стремления довести концепцию броненосца до совершенства итальянцы довели ее до абсурда. Орудия-монстры, заряжавшиеся с дула с внешней стороны башни, имели скорострельность порядка 4 выстрелов в час, поэтому у впечатляющих по размерам 908-килограммовых снарядов в реальном бою практически не было шансов поразить цель. Неудивительно, что с появлением скорострельной артиллерии участь Duilio при встрече даже с крейсером неприятеля была бы плачевной.

Но все это станет ясно позже, а во время строительства Duilio сообщения, поступавшие из Италии на острова туманного Альбиона, вызвали смятение у лордов Адмиралтейства. Осознавая, что появление новичка сделает даже только заложенные броненосцы кораблями второго ранга, они срочно потребовали адекватный ответ. И вскоре на верфи в Портсмуте был заложен Inflexible («Несгибаемый»), спроектированный явно под влиянием итальянских монстров. Вооружение этого великана в ходе строительства неоднократно пересматривалось и в конечном итоге свелось к четырем 80-тонным 406-мм дульнозарядным орудиям в диагонально расположенных башнях. Как и в случае с Duilio, утяжеление артиллерии не улучшило, а ухудшило характеристики корабля, но справедливости ради следует отметить, что при своей порочной концепции Inflexible имел немало технических новшеств и удачных решений.






великие правители мира
построение войск
отличие сабли от меча
воздушный шар когда изобрели