Оттон III, Юный Мечтатель, Император Священной Римской Империи

Тот факт, что Оттону III минуло всего три года, когда его короновали на германский престол, и он все еще оставался подростком, когда стал править как император, вызывал интересу современников, однако более всего удивляют итоги его царствования. Его непродолжительное, но плодотворное шестилетнее правление изменило облик империи в глазах европейцев - вместо орудия германского господства государство стало напоминать федерацию, чтившую права негерманских стран Центральной и Восточной Европы.

Для средневекового европейского общества с его высокими моральными принципами совсем юные короли, окруженные столь же молодыми придворными и советниками, были не внове. Аристократы нередко занимали высшие посты в юном возрасте вследствие смерти своих предшественников. И именно по этой причине они также не могли рассчитывать на долгое пребывание у власти. Большинству новоизбранных императоров Священной Римской империи ко времени вступления на престол не исполнилось и двадцати пяти лет, что было в порядке вещей, поскольку они должны были пребывать в хорошей физической форме и быстро приспосабливаться к обстоятельствам. Эти странствующие правители проводили жизнь в седле, стараясь удержать свои земли, простиравшиеся от Северного моря до средиземноморских берегов.

Оттониды

Оттон принадлежал к саксонской правящей династии Оттонидов. Германские аристократы избрали его отца Оттона I, герцога саксонского, германским королем в 936 г., а в 962 г., с которого берет отсчет история Священной Римской империи, он был коронован и стал императором. Саксония разбогатела, когда были открыты залежи серебра в Гарце в начале X в. Кроме того, туда потоком текли арендные платежи, дань, крепостные и рабы из покоренных славянских племен. Богатство позволило Оттонидам, первой германской династии, превратившейся со временем в имперскую силу европейского масштаба, выработать уникальную политику королевской власти. Их путешествия по своим владениям сопровождались тщательно продуманными церемониями, торжественными шествиями и праздниками. Саксонская армия, одетая в шлемы и броню, была прекрасно вооружена, что способствовало проведению наступательных операций. От неуклюжих солдат в соломенных головных уборах не осталось и следа, а в бое на мечах саксонцам не было равных.

Решительная победа Оттона I над венграми в битве при Лехе (955 г.) обеспечила ему право на императорскую корону. После военных успехов в Ломбардии его власть распространилась до Южной Италии. Появление там германцев привело к столкновению с Константинополем: византийские императоры по-прежнему отстаивали свои права на этот регион. В 972 г., за год до своей смерти, Оттон I устроил брак своего сына и наследника с греческой принцессой Феофано, племянницей императора Иоанна Цимисхия. Это немного успокоило Византию, но во время царствования Оттона II вооруженное противостояние в Южной Италии возобновилось. Случилось так, что сын, рожденный от этого брака, выказал глубокое понимание своих как византийских, так и саксонских корней.

Детство Оттона III и его регенты

Будучи мальчиком, Оттон III попросил своего наставника француза Герберта Орильякского воспитывать в нем «греческую тонкость, которая теплится как уголек под пеплом моей саксонской незрелости». Другие его наставники, грек Иоанн Филагфос и саксонец Бернвард, дополнили воспитание юного короля смесью греческих и римских, саксонских и франкских представлений о мире. Когда Оттону было всего три года, его двадцативосьмилетний отец скончался после десятилетнего царствования (973-983 гг.), и архиепископы Равеннский и Майнцский немедленно увенчали мальчика германской короной - это произошло на Рождество 983 г. Особенно сильное влияние на Оттона III оказали мечты Карла Великого и Каролингов о европейской христианской империи. Феофано правила империей от имени Оттона до своей смерти в 991 г. Ее сменила Адельгейда, бабка Оттона III и вдова Оттона I, правившая до той поры, пока мальчик подрос и встал у кормила власти. Еще подростком Оттон старался примирить восточные византийские традиции с западными католическими и реформировать институт папства, в конце X в. переживавшего тяжелые времена. Папа Иоанн XII, короновавший Оттона I, был невежественным сластолюбцем и умер на руках своей любовницы, а папу Иоанна XV называли безвольным ставленником Кресцентиев, римской семьи аристократов.

Папы Оттона и византийский обряд

После смерти Иоанна XV Оттон назначил папой своего духовника Бруно, также внука Оттона I. Бруно правил под именем Григория V, а вслед за ним Оттон назначил папой своего наставника Герберта, принявшего имя Сильвестр II. Оба папы разделяли стремление своего покровителя к интеллектуальному и духовному обновлению, процессу, который уже шел полным ходом на западе континента, где возглавляемое монахами реформаторское движение находило все больше сторонников. Однако Оттон полагал, что папство для достижения этих целей нуждается в твердой направляющей руке. Он помнил о Юстиниане, византийском императоре VI в., стоявшем у истоков возрождения Восточной Римской империи и вернувшем италийские провинции, утраченные во времена вторжения варваров.

Поэтому Оттон изображал себя на императорских печатях в виде греческого башпевса, большебородого царя, прекрасно понимая всю важность иконографии и символики. Обувь Оттона была усыпана символическими изображениями орлов, драконов и львов, то есть животных, ассоциировавшихся с императорской властью. В большие церковные праздники он надевал далматику, церковное облачение, обычно из шелка, парчи или бархата. Далматика Оттона была расшита золотыми орлами. На его праздничном облачении было 365 колокольчиков, по одному на каждый день годичного цикла движения небесных тел, поскольку Оттон правил во имя космической гармонии. Эти нововведения свидетельствуют о влиянии на Оттона византийских церемоний с их тягой к четкому ритуальному обозначению ранга персоны. Следуя его примеру, столь же строгое соблюдение обрядов ввели и при папском дворе, и облачению и символике теперь придавали огромное значение.

 

Папы Оттона и византийский обряд

Новые титулы Оттона

Понимая всю важность титулов, Оттон в 1000 г. начинает именовать себя «слугой Иисуса Христа», спустя год изменив этот титул на «слугу апостолов». Изменение было немаловажным, если вспомнить, что Константин избрал себе титул «равноапостольный». Иначе говоря, ныне Оттон объявлял себя наместником св. Петра и, следовательно, законным правителем земель, подвластных папскому престолу. За этим стояло обнародование фальшивого документа VIII в., известного как «Константинов дар», в котором император якобы одаривал пап правами на земли и духовную и светскую власть. Немаловажно, что этот документ был использован для обоснования папских притязаний на назначение светских правителей в Западной Европе. Оттон оказал папству важную услугу, вернув ему некоторые северо-итальянские земли, о которых говорилось в «Даре». Однако этот акт был лишь личным одолжением Герберту. Оттон недвусмысленно заявил, что, будучи императором, он является верховным властителем не только этих земель, но и любых других, которые Константин мог отдать наследникам св. Петра. Папство, подчеркивал он, правило своими землями неумело, и вследствие этого лишившись большинства наследственных владений, оно прибегло к фальшивке, чтобы захватить императорские земли.

Идеализированные представления Оттона о Риме как о «столице мира» сменились реалистичными взглядами: у него будто раскрылись глаза на беспорядок, царивший там около 1000 г. Он полагал, что Рим должен быть городом императоров, а не пап. Господство над Италией, возрожденный Рим и контроль над папством - вот что составляло политику Оттона в Италии. Однако не менее честолюбивыми были его планы относительно германского ядра империи и роли церкви.

Германская имперская церковь

Германская имперская церковь была творением Оттона, и он использовал ее для консолидации своей власти над знатью, часто капризной. Вдобавок она служила инструментом восточной экспансии Оттонидов. Миссионерские епархии, образованные в Польше, Богемии, Моравии и Венгрии, являлись форпостами церковных центров в Майнце и Магдебурге, Зальцбурге и Пассау. Они были частью политики насильственной германизации, а также центрами колонизации восточных земель под властью Оттонидов. Императорское покровительство церкви на Востоке послужило толчком к возрождению архитектуры и прикладного искусства, а кроме того, имело целью возобновление попыток Карла Великого справиться со славянами, не прекращавшими набеги на восточные границы империи по реке Эльбе.

Визит Оттона в Аахен

Чтобы почтить память Карла Великого, в 1000 г. Оттон посещает Аахен. Он сознавал, что Карлу Великому не удалось ассимилировать славянское население и что для последнего броска на Восток у германского ядра империи недоставало ресурсов. Он также думал, что со стратегической точки зрения это было ошибкой, так как покоренные враждебно настроенные народы могли заручиться поддержкой Византии. Поэтому Оттон отказался от миссионерства и начал проводить на восточных территориях политику федерализации. Он все еще ожидал от этих земель и их правителей уважения к его императорскому титулу, однако теперь они пользовались правами внутренних автономий, и империя стала представлять собой более свободную структуру, чем жесткая модель Оттона I, требовавшая беспрекословного подчинения.

Великодушие Оттона по отношению к Польше

В Польше Оттон создал автономное архиепископство в Гнезно и три викарных епархии в Кольберге, Кракове и Бреслау. Его великодушие простерлось даже до того, что он вернул польским правителям дань, ранее выплаченную ими императору. Эти жесты убедили поляков, что они могут присоединиться к латинскому Западу, не становясь при этом германцами, и глубоко повлияли на венгерского князя Стефана, поглощенного в то время борьбой за верховную власть с другими венгерскими аристократами. Стефан женился на Гизеле, сестре баварского герцога, чтобы приблизить Венгрию к Западу. Поддерживаемый Оттоном, он предпочел подчиниться Риму, когда дело дошло до крещения страны, недавно бывшей языческой. Неудивительно, что в декабре 1000 г. он взошел на престол под именем Стефана I, первого венгерского короля, и принял корону, присланную ему Папой Римским. К Оттон считал себя наместником Петра, и это изменило взгляд и на папство, и на императорскую власть. Когда он скончался в возрасте 21 года, его империя представляла собой синтез европейских культур. Итоги его правления оказали влияние на религиозную лояльность, верность династическим принципам и политическую волю 1 будущих поколений европейцев.





изобретатель стиральной машины автомат
детям об изобретателях
тактика рыцарей 13 века
штык нож гражданской войны