На пути к вертикальному взлету - Аппараты с отклоняемой реактивной тягой

Наиболее подходящей для создания боевых самолетов с вертикальным взлетом и посадкой оказалась схема с направленной вертикально струей газов реактивного двигателя. Эта концепция обычно реализуется одним из двух способов: поворотом двигателей или отклонением реактивной струи жестко установленных двигателей с помощью специальных сопел.

Первым успешно летавшим аппаратом, использовавшим этот принцип, стала так и не получившая обозначения машина фирмы Bell, созданная в 1954 г. Это был чисто экспериментальный аппарат с двумя поворотными реактивными двигателями по бортам фюзеляжа. Их тяга едва превышала вес аппарата, но для горизонтального полета была чрезмерной, поэтому пилотирование машины требовало колоссальных усилий от летчика. Два года спустя вышел на испытания самолет Х-14, разработанный по заказу ВВС США для исследований устойчивости и управляемости реактивных СВВП. Отклонение потока газов ТРД осуществлялось при помощи поворотных реактивных сопел. Управление на горизонтальном режиме совершалось обычными аэродинамическими рулями, а на вертикальном - при помощи струйной системы управления с реактивными соплами, установленными в носовой и хвостовой части самолета и на концах крыльев.

В конце 1950-х гг. фирма Bell разработала экспериментальный истребитель XF-109 вертикального взлета и посадки с максимальной скоростью М=2. На самолете устанавливались восемь ТРД General Electric J85-GE-5, тягой 1180 кгс. Четыре двигателя были установлены на поворачиваемой на 100° концевой части крыльев, еще два - горизонтально в задней части фюзеляжа и два - вертикально в передней части фюзеляжа. Крыльевые и оба задних двигателя были оборудованы форсажной камерой, позволяющей развивать тягу до 1746 кгс. Для взлета и полета одновременно могли использоваться только шесть двигателей. Работы над самолетом были приостановлены после изготовления фюзеляжа самолета.

Для исследования «струйных рулей» в КБ Летно-испытательного института в подмосковном Жуковском в 1955 г. была создана летающая лаборатория, получившая название «Турболет». А годом раньше английская фирма Rolls-Royce начала испытания своего летающего стенда TMR, за характерный вид получившего прозвище Flying Bedstead («Летающая кровать»). Силовая установка аппарата состояла из двух установленных в горизонтальном положении двигателей Neene, каждый из которых развивал статическую тягу 45,6 кН. Вертикальная составляющая тяги возникала при отклонении реактивной струи вниз. Ясно, что стенд не проектировался для полетов на большой высоте, но и он нуждался в эффективном управлении. Оно обеспечивалось с помощью четырех поворотных сопел, через которые выбрасывался воздух, отработанный от компрессора. Внешний вид «летающей кровати» обычно приводил в шок тех, кто впервые видел это сооружение в воздухе.

Полученные с его помощью данные позволили англичанам создать экспериментальный СВВП Short SC-1. Выполненный по схеме «бесхвостка», он имел треугольное крыло и оснащался пятью ТРД Rb-108 тягой по 966 кгс. Четыре подъемных двигателя были установлены рядом, создавая реактивную тягу, благодаря этому для стабилизации не страшен выход из строя одного из двигателей. Маршевый Rb-108 установлен в наклонном положении в хвостовой части фюзеляжа и создает для полета необходимую для полета горизонтальную тягу. Воздухозаборники подъемных двигателей имеют спереди поднимающиеся створки, защищенные сеткой. Для маршевого двигателя используется щелевой воздухозаборник в основании киля.






изобретение мыла
господство в европе наполеона бонапарта
невыносимые законы
когда изобрели мыло