Из-под воды - в небо - Летающие субмарины и ныряющие самолеты

В голову многих конструкторов приходила мысль объединить свойства самолета и субмарины в одном принципиально новом аппарате. В 1936 г. Б.П.Ушаковым была предложена летающая подводная лодка (ЛПЛ) - по существу, погружающийся гидросамолет. Согласно проекту, она имела взлетный вес 15 т и глубину погружения 45 м, пробный корпус диаметром 1,4 м из дюралюминия с толщиной обшивки 6 мм и кабину мокрого типа, при погружении заполняемую водой. Энергетическая установка - авиамоторы для полета и электродвигатель с аккумуляторами для подводного хода. Проект реализован не был.

В 1950-х гг. американский инженер-электрик Дональд Рейд изготовил метровую радиоуправляемую модель «аэросубмарины». Однако прошло более 10 лет, пока разработкой заинтересовались военные. Они сочли аппарат Рейда наиболее подходящим на роль перехватчика подводных лодок.

Дело в том, что самолеты не могут применять гидролокаторы, а вертолеты, оснащенные опускаемой в воду гидроакустической аппаратурой, обладают малым радиусом действия. Мобильный «воздушно-подводный аппарат» (ВПА) мог бы погружаться в любой точке Мирового океана, производить поиск субмарины средствами гидроакустики и атаковать ее с воды или воздуха. Был объявлен конкурс, в ходе которого, как надеялись адмиралы, выявятся основные I черты подводного самолета. 9 июня 1964 г. сын Рейда поднял в воздух семиметровый ВПА Commander-2. У сигарообразного аппарата сделали дельтообразное крыло. В воздух машину поднимал двигатель внутреннего сгорания, под водой же включался электромотор. Пилот-аквалангист сидел в открытой кабине. Немного полетав, Рейд-младший приводнился, снял пропеллер, укрыл двигатель чехлом, облачился в костюм аквалангиста, погрузил машину, прошел под водой около двух миль и благополучно всплыл.

Четыре года спустя Рейд представил новый воздушно-подводный аппарат, получивший название Aeroship. Он приводнился, скользя на гидролыже, на глазах у посетителей Нью-Йоркской промышленной выставки, скрылся под водой, потом вынырнул и с ревом взмыл в воздух. Второй аппарат был гораздо совершеннее, нежели Commander. После посадки на воду с пульта управления пилот закрывал воздухозаборники и выхлопные отверстия турбореактивного двигателя задвижками (которые одновременно при этом открывали водозаборники и выходное сопло водомета). Затем включался насос, заполняющий балластные цистерны в носу и корме, и Aeroship погружался. Оставалось убрать лыжу, пустить электромотор, поднять перископ, и самолет превращался в подводную лодку. Чтобы всплыть и взлететь, операции нужно было проделать в обратном порядке. Топливные баки располагались в крыле. Рули управления и глубины одновременно являлись и элеронами. Балласт вытеснялся сжатым воздухом.

Конечно, этому гибриду было далеко как до самого заурядного самолета, так и до простейшей подлодки, ибо дальность полета машины составила всего 300 км, скорость в воздухе - 230 км/ч, под водой - 8 узлов. Сославшись на то, что технические данные Aeroship не соответствуют конкурсным, командование ВМС отказалось от услуг Рейда и заключило контракт с компанией General Dynamics на совместную разработку ВПА. Довольно скоро появился проект двухместного аппарата с тремя реактивными двигателями - маршевым, размещенным на корпусе, и двумя стартовыми, установленными на крыльях. Взлет и посадку ВПА должен был производить на выдвижной гидролыже, которая в полете и при движении под водой втягивалась в корпус. Экипаж решили разместить в герметичной кабине. Однако опытный образец так и не был построен.






кто изобрёл колесо
двенадцать крепостей, спроектированных вобаном
детям об изобретениях
система рычагов