Материалы


И гусеницы, и колеса - Колесно-гусеничные танки с подъемными колесами

В 1920-х гг. конструкторы ряда стран пытались совместить скорость и экономичность колесной машины с проходимостью гусеничной. Казалось бы, проще всего оснастить танк двумя самостоятельными ходовыми частями и использовать каждую из них по мере необходимости. Относительно небольшие размеры и вес танков того времени реализацию этой концепции вполне позволяли.

На французских танках Saint Chamond М21 и М24 передняя и задняя их пары поворачивались на кронштейне вокруг осей почти на 180° и фиксировались в положении «над гусеницами». Всего 10 мин требовалось, чтобы силой мотора заменить колеса на гусеницы, причем экипаж оставался в машине. Колеса «вывешивались» спереди и сзади корпуса, что не влияло на общую ширину машины, но зато сильно ограничивало обзор местности и угол обстрела. Проще всего было колеса поднимать, поскольку в этом случае танк просто ложился на гусеницы. Для обратной перемены движителей танк наезжал гусеницами на специальные деревянные подставки, приподнимая сначала носовую часть. Опустив передние колеса, танк продвигался на подставках, пока, в свою очередь, его кормовая часть не приподнималась, позволяя опустить теперь и задние колеса. Подставки нужно было постоянно возить с собой. Все это было, разумеется, очень неудобно. Скорости движения оставались крайне малы. Например, танк Saint Chamond М21 при весе в 3,5 т развивал скорость на гусеницах всего 6 км/ч, а на колесах - 28 км/ч. Англичане в 1926 г. поставили колеса на свой средний танк Vickers Mk.l. В нем использовался тот же принцип перехода с гусениц на колеса, что и у Saint Chamond.

Чехословакия в 1925 г. приняла на вооружение танк КН-50 («КН» - начальные буквы от слова kolo-husenka, что по-чешски означает «колесно-гусеничный», цифры показывают мощность двигателя в лошадиных силах). Машина оказалась довольно надежной и простой по конструкции, что, впрочем, было достигнуто ценой отказа от силового привода для перемены хода. Делалась эта операция вручную, причем для КН-50 необходим был наезд на специальные подставки, которые в походных условиях крепились к бортам танка. Впрочем, опытные танкисты справлялись с этой работой за 10-15 мин. Вес танка - 6,8 т, экипаж - 2 человека, вооружение - 37-мм пушка и 1 пулемет, броня - 11-13 мм, скорость на колесах - 35 км/ч, на гусеницах - 14 км/ч. На модель КН-60 поставили 60-сильный двигатель и несколько увеличили толщину брони. В 1930 г. испытывался образец КН-70 с двигателем в 70 л. с.

В конце 1920-х гг. шведской фирмой Landswerk при содействии немецких инженеров был построен опытный колесно-гусеничный танк L-5. У этих танков подъем и опускание колес (силой мотора) осуществлялись всего за 20 с и не только на месте, но и в движении. Поднятые по бортам колеса не ухудшали обзора и не мешали использовать вооружение. Машина была оснащена двумя постами управления, что давало возможность двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью без разворотов. Кстати, испытывался этот танк в секретной советско-германской танковой школе «Кама» под Казанью. В 1931 г. на основе L-5 была создана более совершенная машина L-30. В 1933 г. был выпущен облегченный вариант танка L-80 (боевая масса - 7,5 т) с еще большими скоростями. Корпус танка был немного переработан: кормовая часть приобрела более угловатые очертания, лобовой лист корпуса получил больший угол наклона, а башню передвинули ближе к центру. Однако обе машины не вызвали интереса у военных, и фирма свернула программу.


24.09.2017




кто изобрел двигатель внутреннего сгорания
меч ширасайя
письменность в греции
аристотель основные труды