«Грифон» и «Валькирия» - Сверхзвуковые «бесхвостки» с передним оперением

На сверхзвуковых самолетах с треугольным крылом, выполненных по схеме «бесхвостка», зачастую также применяется переднее горизонтальное оперение. Однако оно используется не для управления по тангажу, а для улучшения взлетно-посадочных характеристик или балансировки самолета на сверхзвуковых скоростях.

Экспериментальный самолет Nord-1500 Griffon был разработан французской фирмой Nord Aviation для испытаний комбинированной силовой установки, состоящей из ТРД и прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Впереди и выше треугольного крыла были установлены треугольные же несущие плоскости размахом 2,57 м и площадью 1,5 м2. При малых скоростях полета они работали как отклоняющие воздушный поток предкрылки, а при переходе от дозвуковых скоростей полета к сверхзвуковым компенсировали перемещение центра давления крыла назад, создавая при этом дополнительную подъемную силу спереди.

Испытание первого летного образца Griffon-I, было проведено в 1955 г. Было установлено, что выбранная аэродинамическая схема самолета имеет прекрасные летные качества. В 1957 г. в воздух поднялся Griffon-ll, предназначавшийся для полетов со сверхзвуковыми скоростями и оснащенный ТРД Atar 101Е-3, установленным в канале воздушно-реактивного двигателя диаметром 1,37 м, занимающем практически весь объем основной части фюзеляжа. В передней части фюзеляжа размещалась кабина пилота, выполненная как одно целое с носовым коническим обтекателем. Первоначально планировалось, что в аварийных ситуациях она будет отделяться целиком. Поэтому она крепится лишь с помощью четырех болтов. Тем не менее в опытных образцах самолета были использованы обычные катапультируемые сиденья в сочетании с высотным скафандром пилота. Griffon-ll достиг скоростей 1638 км/ч по замкнутой 100-километровой траектории и 2330 км/ч на базе 15 км. По причине сложности комбинированного двигателя работы над самолетом были прекращены.

В середине 1950-х гг. ВВС США объявили конкурс проектов перспективного бомбардировщика со сверхзвуковой крейсерской скоростью полета. Победителем стала компания North American, с которой был заключен контракт на постройку самолета ХВ-70 Valkyrie. Он имел компоновку по схеме «бесхвостка» (переднее горизонтальное оперение, используемое на сверхзвуковой скорости для балансировки машины, свободно отклонялось на дозвуковых скоростях и жестко фиксировалось на сверхзвуковых), использовал треугольное крыло из нержавеющей стали, пористых многослойных панелей и титана. Он был построен так, чтобы увеличивать давление под крылом за счет скачков уплотнения. Законцовки крыльев в полете могли отклоняться вниз на угол до 65°. Они удерживали под крылом сверхзвуковую ударную волну, что позволяло повысить подъемную силу, а также способствовало улучшению путевой устойчивости. На начальном этапе проектирования предполагалось использовать двигатели, работающие на высокоэнергетическом бороводородном топливе, но в дальнейшем от этой затеи отказались.

Развитие баллистических и зенитных ракет поставило под сомнение необходимость в пилотируемом бомбардировщике, и программа производства Valkyrie была сокращена до двух опытных машин.

Испытания ХВ-70 начались в 1964 г. 19 мая 1966-го второй прототип преодолел 3900 км за 91 минуту, поддерживая скорость З М в течение 33 мин полета. Однако вскоре эта машина была потеряна в результате столкновения с другим самолетом. Испытания оставшегося ХВ-70 продолжались до 1969 г., после чего он был передан в музей.






штыки 1 мировой
кинжал кама история
кто изобрел канализацию
кто придумал двигатель внутреннего сгорания