Гордость французского флота - Авианесущие подводные лодки 1930-х гг.

В 1929 г. во Франции спустили на воду гигантский подводный крейсер Surcouf. Лодка предназначалась для охраны атлантических конвоев и должна была вступать в артиллерийский бой с любым рейдером типа вспомогательного крейсера, а боевые корабли атаковывать торпедами. Поэтому вооружение французской субмарины не имело больше аналогов: на ней установили броню, башенные 203-мм орудия, четыре 37-мм автомата и 12 торпедных аппаратов, из которых восемь (четыре внутренних носовых и четыре спаренных внешних) наводились на цель как у надводных кораблей.

Для своевременного обнаружения рейдеров противника лодку снабдили небольшим гидропланом-разведчиком. Экипаж этой подводной лодки-гиганта состоял из 118 человек. Наибольшая скорость хода достигала 18 узлов. Авиа-ангар длиной 7 м и диаметром 2 м находился на палубе за рубкой. После всплытия лодки самолет выводился на корму, собирался, запускался мотор, а люк в ангар задраивали. Лодка занимала позиционное положение (притапливалась), вода смывала самолет, и летчик начинал разбег. В конце 1935 г. на крейсере был установлен поворотный кран, и спуск-прием самолета уже не требовал притапливания лодки. Сначала на Surcouf базировался Besson МВ-35 со 120-сильным мотором. Самолет весил 765 кг, развивал скорость 163 км/ч и мог подниматься на высоту 4200 м. Длина машины - 7 м, размах крыльев - 9,8 м. Время сборки-разборки - 10-12 мин. В 1933 г. его место занял более совершенный двухместный самолет Besson МВ-411 с тем же мотором. Вес машины достиг 1050 кг, длина - 8,2 м, а размах крыльев - 11,9 м, зато технические характеристики были достаточно высоки: скорость - 185 км/ч, высота полета - 2800 м, дальность - 650 км, а самое главное - на сборку и разборку уходило менее 4 мин.

Surcouf успешно прослужил до 1940 г. После поражения Франции лодка ушла в Англию, где ее экипаж присоединился к силам, возглавляемым Шарлем де Голлем. МВ-411 несколько раз летал на разведку, но в 1941 г. получил серьезные повреждения и больше не использовался. А18 февраля 1942 г. в Карибском море таинственно погиб и сам Surcouf. По одной из версий, он был протаранен подопечным транспортом, подругой - часть экипажа, не желавшая сражаться на стороне союзников, подняла мятeж и попыталась увести лодку на Мартинику - французскую колонию, контролируемую правительством Виши. Спасенных не было...

Решило обзавестись подводным авианосцем и командование флота Италии. В 1928 г. на палубе подводного крейсера Ettore Fieramosca соорудили герметичный ангар, а фирма Macchi к следующему году построила небольшой одноместный разборный гидросамолет-моноплан М-53 с мотором Cirrus IV мощностью 80 л. с. Несмотря на хорошие результаты летных испытаний, программа неожиданно была закрыта: оказалось, что модернизированная лодка никак не желает погружаться, так как просторный ангар обладал слишком большим запасом плавучести.

В Германии в предвоенные годы проектировали подводные лодки III и XI серий. Первая должна была стать прямой наследницей подводных крейсеров Первой мировой войны, а вторая повторяла идею британской Х-1. Для этих кораблей в 1939 г. создали специальный самолет Arado-231. На лодке для его хранения предусматривалась вертикальная шахта диаметром 2,25 м, откуда самолет должен был извлекаться с помощью складного крана. На подготовку к вылету требовалось 10 мин. На постройку лодок XI серии были выделены средства, однако до закладки дело не дошло из-за сомнений в практической целесообразности кораблей такого типа, да и начавшаяся война потребовала массовой постройки торпедных лодок.






кортик сухопутных войск
герофил
египетские фараоны восстановленная внешность
первый лазер объяснение для детей