Дешево и сердито - Тяжелые транспортные планеры

Спецификацию на сверхтяжелый транспортный планер, способный нести танк PzKpfw.IV, штурмовое орудие со своим экипажем, боезапасом и топливом или 88-мм зенитное орудие с тягачом, германское командование сформулировало осенью 1940 г., когда стало ясно, что первая волна планируемого воздушного десанта на Британские острова не сможет выполнить свои задачи без поддержки тяжелой техники. К разработке такой машины приступили фирмы Junkers и Messerschmitt. Победу одержал последний, представивший планер Me.321 Gigant.

Планер был облетан в феврале 1941 г. Он представлял собой конструкцию, сваренную из стальных труб с тканевой обшивкой по деревянной опалубке. Размер грузового отсека был впечатляющим - 11 х3, 15x3,3 м; его пол мог выдержать нагрузку в 20 т. Загрузка осуществлялась через носовую часть фюзеляжа, две створки которой откидывались в стороны. В отсек можно было установить вторую палубу, что увеличивало десантовместимость до 200 человек. Выше всех, перед крылом, сидел пилот. Крыло строилось вокруг четырехугольной фермы, сваренной из стальных труб. Передняя кромка крыла обшивалась фанерой, далее - тканью. Под фюзеляжем были четыре подпружиненные лыжи. Взлет осуществлялся с помощью тележки весом 1700 кг. Для облегчения взлета планировалось использовать в качестве вспомогательного средства восемь ракет, работавших на перекиси водорода. Обычно Me.321 имели оборонительное вооружение из двух 7,9-мм пулеметов MG-15 в установках на верхней части створок носового люка. Во время перевозок войск их можно было дополнить несколькими MG-34, установленными в боковых окнах.

Главной проблемой оказалось отсутствие подходящего буксировщика. Хотя для Me.321 уже разрабатывался специальный буксировщик Не.111Z, его поступление ожидалось не скоро. В качестве временного решения была использована так называемая «Тройка-шлепп» - «упряжка» из трех Bf.110С со стальными тросами длиной 100 м для «коренника» и 80 м - для «пристяжных». Помимо опасности столкновения при взлете буксировщиков в плотном строю, «Тройка-шлепп» требовала для взлета 1200 м бетонной полосы. В результате подготовка взлета оказалась настолько сложной, что исключала возможность поднять в воздух в приемлемо короткие сроки несколько планеров. Поскольку запланированное вторжение в Англию так и не состоялось, Ме.321 использовались главным образом для транспортных перевозок и снабжения окруженных группировок вермахта.

Чтобы избавиться от проблем, связанных с буксировкой, было решено оснастить планер двигателями и превратить его в полноценный самолет. Эта модификация получила название Me.323 и была облетана в начале 1942 г. Она применялась на Восточном фронте и в Северной Африке.

Для обеспечения воздушного десанта поддержкой танков и другой тяжелой техникой английская фирма General Aircraft разработала тяжелый десантный планер Hamilcar (размах крыла - 33,5 м, взлетный вес - 16,3 т). Это был цельнодеревянный высокоплан с двухстоечным шасси, дополненным посадочной лыжей. Экипаж из двух человек располагался в кабине над фюзеляжем чуть впереди передней кромки крыла. Для погрузки и выгрузки танка или автомобиля носовая часть открывалась вправо. Опытный образец Hamilcar взлетел 27 марта 1942 г., а всего до конца войны было построено 410 таких машин. Для буксировки Hamilcar применялись четырехмоторные бомбардировщики Halifax. Hamilcar активно использовались в ходе высадки союзников в Нормандии, доставляя на плацдарм специально разработанные танки Locust и легкие бронетранспортеры.






древние названия нот
кто изобрёл зеркало википедия
ширасайя
что зафиксировал резенфорт