Все дороги ведут в Рим

Согласно древней пословице, все дороги вели в Рим, связывая столицу империи с италийскими городами и далекими провинциями. По подсчетам современных ученых, общая протяженность построенных римлянами дорог составляла около 85 тыс. км, что равняется двум обхватам Земли по линии экватора.

Первая мощеная дорога была построена римлянами в 312 г. до н. э. по распоряжению Аппия Клавдия Цека, занимавшего тогда должность цензора. В его честь дорогу назвали Аппиевой. Сначала она доходила только до Капуи, но позже ее продлили до Брундизия, города-порта на побережье Адриатического моря. Через Аппиеву дорогу было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. С севером Италии столицу государства связывали Фламиниева и Аврелиева дороги, также названные в честь цензоров, при которых они были построены. С увеличением территории Римского государства росло число дорог: в I-II вв. мощеные дороги появились в Галлии, Британии и Северной Африке.

Первоначально римляне строили дороги с военной целью: необходимо было создать условия для быстрого перемещения войск из одной части страны в другую. Всюду, где это было возможно, дороги шли по прямой линии, проложенной землемерами с помощью нивелирного прибора, называемого «грома». Если на пути попадались какие-нибудь естественные преграды, например реки, то римляне строили мосты, а в скалах прорубали тоннели. Только после выполнения всех необходимых геодезических измерений и расчетов можно было начинать строительство. Сначала солдаты или рабы расчищали, слегка углубляли и разравнивали почву, формируя таким образом основу будущей дороги. Затем они плотно, один к другому укладывали большие камни, которые потом засыпали слоем песка или гравия и опять утрамбовывали. Верхний слой дороги делали из мелкого песка, извести или земли. Если участок дороги находился вдали от крупных городов, его не мостили. Городские же дороги имели дополнительный слой из обтесанных  и плотно подогнанных друг к другу камней, или  булыжников. Более того, некоторые крупные италийские дороги имели по обе стороны бордюрные камни в 20 см высотой и 60 см длиной.  Все дороги были слегка выпуклыми в центре, благодаря чему дождевая вода не скапливалась,  а стекала в специально вырытые для нее сточные канавы. Каменные дороги предназначались  в первую очередь для передвижения войск, поэтому иногда параллельно им прокладывали еще один путь для пешеходов и всадников.

Прочность римских дорог объяснялась их слоистой структурой; дождевая вода стекала с их поверхности в сточные канавы, устроенные по бокам.

В Италии кое-где еще сохранились участки Аппиевой дороги с колеями, оставленными древними повозками и колесницами.

Аппий Клавдий Цек также позаботился и о строительстве первого в Риме водопровода,  или по-латински акведука, по которому чистая  питьевая вода поступала в фонтаны и общественные бани. С течением времени Рим и другие I города Италии росли, и соответственно увеличивалось потребление воды, а значит, и количество акведуков. К началу III в. в Риме их было уже 11! Длина водопроводов, построенных римскими инженерами, насчитывала десятки километров, при этом большая часть каналов, или желобов, по которым шла вода, находилась под землей или внутри тоннелей, проложенных внутри холмов или скал. Надземные части чаще всего представляли собой арочные мосты, пере-ютнутые с одного берега реки на другой. Римские инженеры всегда строили водопроводы с небольшим уклоном, чтобы вода под воздействием силы тяжести свободно текла, перемещаясь на большие расстояния. Самые известные и величественные из римских акведуков, которые к тому же используются до сих пор, -это Пондю-Гар, или Гардский мост (во Франции, неподалеку от современного города Нима) и акведук в Сеговии (Центральная Испания).

Для поддержки строившейся арки римляне использовали леса, убиравшиеся после установки скреплявшего арку центрального замкового камня.

Трехъярусный Пон-дю-Гар - самый высокий из сохранившихся римских акведуков. Его высота 47 м, а длина-275 м.






строение шлема рыцаря
краткое биография изамбард кингдом
что и когда открыл аристотель
кто изобрёл колесо