Материалы


Строительство первой железной дороги

Рельсовые дороги впервые возникли в XVI в.: шахтеры в разных странах Европы перевозили грузы на запряженных лошадьми телегах самосвалах , двигающихся по круглым деревянным рельсам. Но когда на смену лошадям пришли гораздо более тяжелые паровозы, деревянные рельсы пришлось заменить металлическими. Так появилось название «железная дорога».

Еще в 1556 г. немецкий ученый Георг Агри-кола в изданном посмертно 12-томном труде «О горном деле... » описал дорогу в шахте с круглыми деревянными рельсами. К концу XVII в. в шахтах Англии лошади везли пустые телеги вверх по склону, а нагруженные телеги спускались вниз сами под действием силы тяжести. Когда Абрахам Дерби в начале XVIII в. стал производить дешевый чугун, появились более прочные чугунные рельсы.

Первый паровоз построил в 1803 г. английский инженер Ричард Тревитик и испытал его на 16-километровом участке пути с чугунными рельсами. Первая железная дорога, регулярно перевозившая не только грузы, но и пассажиров, открылась в 1825 г. По железной дороге Стоктон - Дарлингтон, протяженностью 42 км, ходили паровозы системы Джорджа Стефенсона. Правда, до 1833 г. пассажиры ездили по рельсам на повозках, запряженных лошадьми (в России такая железная дорога называлась конкой), а паровозы использовались только для доставки грузов. Первая междугородная железнодорожная линия, Ливерпуль - Манчестер, открылась в 1830 г.; ее первый поезд везла «Ракета» Стефенсона. Дорога, построенная главным образом для доставки хлопка из порта Ливерпуль на ткацкие фабрики Манчестера, должна была преодолеть обширное заболоченное пространство. Стефенсон, отвечающий и за строительство железнодорожной колеи, решил проблему, уложив рельсы на плетеные изгороди, «плававшие» на поверхности пропитанной влагой земли.

Железные дороги начали строить и в других странах. В 1830 г. открыли железную дорогу Балтимор - Огайо, протяженностью 21 км. Специально для этой дороги американский инженер Питер Купер сконструировал паровоз «Том-Там» («Мальчик-с-пальчик») - первый локомотив, построенный в США. Железная дорога Филадельфия - Колумбия, открывшаяся в 1831 г., тоже на первых порах представляла собой конку, но уже через 3 года лошадей сменили паровозы. Самой длинной в мире железной дорогой тогда была Южно-Каролинская (открыта в 1831 г.). Она соединяла города Чарльстоне Хамбург, расстояние между которыми составляло 248 км.

В 1832 г. первая железная дорога открылась во Франции. Она соединяла города Сент-Эть-енн и Лион. В 1835 г. открылась первая немецкая железная дорога Нюрнберг - Фюрт. Поезда по ней водил паровоз «Адлер» («Орел»), сконструированный английским инженером Робертом Стефенсоном. В России первая железная дорога Петербург - Царское Село -Павловск была построена в 1836 г. К 1840 г. железные дороги появились в Австрии, Ирландии и Нидерландах. После их появления баржи начали исчезать, а каналы - приходить в упадок.

«Дорогой» в первых железнодорожных линиях очужили хрупкие чугунные рельсы. Они часто ломались. С 1858 г. их заменили стальные рельсы, изобретенные английским металлургом Генри Бессемером (1813-98).

Для соединения запасных путей и веток требовались переводные стрелки. Они были изобретены английским инженером Уильямом Джессопом для первых простейших трамваев. Когда поезда стали сталкиваться друг с другом, пришлось изобрести сигналы. Они имели форму дисков или реек, вращавшихся или поворачивавшихся как сигналы семафора. В 1849 г. компания «Нью-Йорк энд Эри» внедрила блокировочные сигналы, не позволявшие поезду въехать на участок пути, пока его не покинет предыдущий поезд. Вскоре блокировочными сигналами стали управлять с помощью электричества.

Чтобы повысить интерес к своей новой железной дороге, Ричард Тревитик построил в 1807 г. на лондонском пустыре кольцевой рельсовый путь. Люди платили шиллинг за возможность всласть побегать за чудо-повозкой, называвшейся «Поймай, если сможешь».

Железная дорога Ливерпуль - Манчестер перевозила не только грузы, но и пассажиров. На этой картине 1831 г. изображен смешанный товарно-пассажирский поезд (слева), который везет паровоз «Ливерпуль». Поезд со скотом (справа) везет паровоз «Фьюри» («Яростный»).


17.07.2018




комплексные упражнения для всего тела
проект лондонского тауэра внутри
города государства древней греции
германские охотничьи кинжалы