Строительство первой железной дороги

Рельсовые дороги впервые возникли в XVI в.: шахтеры в разных странах Европы перевозили грузы на запряженных лошадьми телегах самосвалах , двигающихся по круглым деревянным рельсам. Но когда на смену лошадям пришли гораздо более тяжелые паровозы, деревянные рельсы пришлось заменить металлическими. Так появилось название «железная дорога».

Еще в 1556 г. немецкий ученый Георг Агри-кола в изданном посмертно 12-томном труде «О горном деле... » описал дорогу в шахте с круглыми деревянными рельсами. К концу XVII в. в шахтах Англии лошади везли пустые телеги вверх по склону, а нагруженные телеги спускались вниз сами под действием силы тяжести. Когда Абрахам Дерби в начале XVIII в. стал производить дешевый чугун, появились более прочные чугунные рельсы.

Первый паровоз построил в 1803 г. английский инженер Ричард Тревитик и испытал его на 16-километровом участке пути с чугунными рельсами. Первая железная дорога, регулярно перевозившая не только грузы, но и пассажиров, открылась в 1825 г. По железной дороге Стоктон - Дарлингтон, протяженностью 42 км, ходили паровозы системы Джорджа Стефенсона. Правда, до 1833 г. пассажиры ездили по рельсам на повозках, запряженных лошадьми (в России такая железная дорога называлась конкой), а паровозы использовались только для доставки грузов. Первая междугородная железнодорожная линия, Ливерпуль - Манчестер, открылась в 1830 г.; ее первый поезд везла «Ракета» Стефенсона. Дорога, построенная главным образом для доставки хлопка из порта Ливерпуль на ткацкие фабрики Манчестера, должна была преодолеть обширное заболоченное пространство. Стефенсон, отвечающий и за строительство железнодорожной колеи, решил проблему, уложив рельсы на плетеные изгороди, «плававшие» на поверхности пропитанной влагой земли.

Железные дороги начали строить и в других странах. В 1830 г. открыли железную дорогу Балтимор - Огайо, протяженностью 21 км. Специально для этой дороги американский инженер Питер Купер сконструировал паровоз «Том-Там» («Мальчик-с-пальчик») - первый локомотив, построенный в США. Железная дорога Филадельфия - Колумбия, открывшаяся в 1831 г., тоже на первых порах представляла собой конку, но уже через 3 года лошадей сменили паровозы. Самой длинной в мире железной дорогой тогда была Южно-Каролинская (открыта в 1831 г.). Она соединяла города Чарльстоне Хамбург, расстояние между которыми составляло 248 км.

В 1832 г. первая железная дорога открылась во Франции. Она соединяла города Сент-Эть-енн и Лион. В 1835 г. открылась первая немецкая железная дорога Нюрнберг - Фюрт. Поезда по ней водил паровоз «Адлер» («Орел»), сконструированный английским инженером Робертом Стефенсоном. В России первая железная дорога Петербург - Царское Село -Павловск была построена в 1836 г. К 1840 г. железные дороги появились в Австрии, Ирландии и Нидерландах. После их появления баржи начали исчезать, а каналы - приходить в упадок.

«Дорогой» в первых железнодорожных линиях очужили хрупкие чугунные рельсы. Они часто ломались. С 1858 г. их заменили стальные рельсы, изобретенные английским металлургом Генри Бессемером (1813-98).

Для соединения запасных путей и веток требовались переводные стрелки. Они были изобретены английским инженером Уильямом Джессопом для первых простейших трамваев. Когда поезда стали сталкиваться друг с другом, пришлось изобрести сигналы. Они имели форму дисков или реек, вращавшихся или поворачивавшихся как сигналы семафора. В 1849 г. компания «Нью-Йорк энд Эри» внедрила блокировочные сигналы, не позволявшие поезду въехать на участок пути, пока его не покинет предыдущий поезд. Вскоре блокировочными сигналами стали управлять с помощью электричества.

Чтобы повысить интерес к своей новой железной дороге, Ричард Тревитик построил в 1807 г. на лондонском пустыре кольцевой рельсовый путь. Люди платили шиллинг за возможность всласть побегать за чудо-повозкой, называвшейся «Поймай, если сможешь».

Железная дорога Ливерпуль - Манчестер перевозила не только грузы, но и пассажиров. На этой картине 1831 г. изображен смешанный товарно-пассажирский поезд (слева), который везет паровоз «Ливерпуль». Поезд со скотом (справа) везет паровоз «Фьюри» («Яростный»).






изобретатели вакцин
штык ножи второй мировой
криптограмма оливье левассера
сокровища чингисхана