Постройка века

Этот канал соединяет Атлантический и Тихий океаны и на 10 000 км сокращает путь морским судам, избавляя их от необходимости огибать Южную Америку и проходить через опаснейшие в мире воды. Но строительство обошлось очень дорого -ив финансовом выражении, и в загубленных человеческих жизнях.

Преимущества, которые могло дать строительство канала через Панамский перешеек, оценили еще испанцы, захватившие территорию Центральной Америки в XVI в. Уже в 1530-х гг. было выдвинуто несколько проектов канала. Однако ни испанское правительство, ни возникшие впоследствии центрально-американские государства не осуществили это строительство.

Первая попытка строительства Панамского канала была предпринята в 1881 г. Во Франции была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», которую возглавил инженер и дипломат Фердинанд де Лессепс. К тому времени он прославился на весь мир, успешно справившись со строительством Суэцкого канала (1869). Но работы на Панамском канале шли плохо. Из-за неудачного проекта и массовых смертей рабочих от малярии и желтой лихорадки компания обанкротилась. Расследование выявило факты массовой коррупции, и слово «Панама» стало синонимом крупного мошенничества. В 1894 г. была предпринята вторая попытка строительства, но она тоже провалилась; через четыре года работы прекратились. В 1902 г. правительство США выкупило остатки активов компании. По подписанному через год договору новое независимое государство Панама отдавало США в бессрочную аренду полосу в 16 км шириной - Зону Панамского канала. Работы на канале возобновились в 1904 г. Было решено выстроить канал со шлюзами и озерами по трассе, близкой к той, которую разработал в 1879 г. французский инженер Адольф де Брюсли. Самой смелой частью проекта было строительство огромной земляной плотины на реке Чагрес для создания искусственного озера Гатун. Руководство работами осуществлял саперный корпус армии США под командованием полковника Джорджа Готалса, позднее - губернатора Зоны Панамского канала. Полковник медицинского корпуса армии США Уильям Горгас руководил осушением местности для борьбы с москитами - переносчиками инфекций.

Стройки подобного размаха человечество не видело с эпохи египетских пирамид. С помощью паровых экскаваторов свыше 40 тыс. paбочих переместили ок. 145 млн куб. м земли. Вырытое русло канала, способное пропускать океанские суда, составило % части 64-километровой трассы канала. Наименьшая ширина ка-1 нала - 91,5 м, а глубина - 12,5 м. В трехкамерном двухниточном (парном) шлюзе Гатун суда поднимались на 25,9 м. Двухкамерный шлюз Педро Мигель опускал суда на 9,4 м, а еще две пары шлюзов Мира-флорес - еще на 15,5 м. Работы, завершившие-сяв 1914 г., обошлись в 336 млн долларов, но официально канал был открыт лишь в 1920 г.

Контроль за Панамским каналом вплоть до 1999 г. осуществлялся США, после чего канал был передан правительству Панамы.

Для строительства шлюзов канала потребовалось много тысяч тонн бетона. На фото - строительство верхнего шлюза Мирафлорес (1913 г.).

Даже на начальном этапе строительства использовались паровые экскаваторы, что значительно ускоряло работу. Зрители наблюдают за работой цепного экскаватора.






безбашенные танки
британский морской кортик
архимеда для детей
изамбард кингдом брюнель краткая биография