Материалы


Первый аэроплан

После многочисленных экспериментов с планерами изобретателям удалось создать аэроплан - новый вид летательного аппарата тяжелее воздуха, оснащенный двигателем внутреннего сгорания. По сравнению с появившимся ранее него дирижаблем он обладал рядом существенных преимуществ - большей скоростью и маневренностью, меньшими габаритами.

Первыми летательными аппаратами тяжелее воздуха были воздушные змеи, изобретенные в Древнем Китае. Некоторые из них могли поднять в воздух человека. В Европе подобные аппараты, способные нести человека, появились лишь в конце XIX в. (уже после изобретения планеров). Именно в это время австралийский инженер Лоуренс Харгрейв разработал коробчатого воздушного змея, конструкцию которого (конечно, усложненную и усовершенствованную) инженеры в последствии использовали для создания аэроплана.

Как бы там ни было, на воздушных змеях люди не могли осуществлять свободные управляемые полеты. Чтобы парить в небе как птица, изобретатели старались сконструировать нечто наподобие крыльев. В результате долгих экспериментов появились планеры. Эти летательные аппараты не были оснащены двигателями и преодолевали лишь незначительное расстояние.

В 1808 г. английский ученый Джордж Кейли запустил планер без человека на борту. По прошествии сорока пяти лет он сконструировал аппарат, на котором смог пролететь несколько метров. Подобные попытки предпринимались разными изобретателями во всем мире. Полетами эти первые опыты назвать трудно, ведь, по сути дела, они были лишь кратковременными планирующими спусками с холмов. Подняться в воздух выше точки старта удалось французскому моряку Ле Бри в 1868 г. Но как его, так и другие планеры еще не имели механизмов, позволяющих управлять полетом.

Первым человеком, построившим управляемый планер, стал немецкий инженер Отто Лилиенталь. Это произошло в 1891 г. Лилиенталь сделал большой вклад в развитие аэронавтики. Он определил, что крыло с вогнутым профилем обладает большей подъемной силой, чем плоское. Он же создал биплан: добавил планеру второе крыло, расположив его над первым. Управлять бипланом было достаточно неудобно, поскольку пилоту приходилось постоянно менять положение тела.

Американский инженер Октав Шанют предложил соединить стойки крыльев биплана не жестко, а шарнирно. Благодаря этому угол установки крыльев мог меняться в разных условиях полета. Биплан стал устойчивее в полете и легче в управлении.

Американские авиаторы братья Райт тоже внесли свой вклад в конструкцию крыла. Построив аэродинамическую трубу, они испытали в ней более 200 профилей крыла разной формы, а затем составили таблицу, описывавшую, как давление воздуха влияет на форму крыла. Кроме того, братья сделали планер, управление которым осуществлялось с помощью руля.

Параллельно предпринимались попытки оснастить планеры двигателями и тем самым создать новый тип летательных аппаратов, получивших впоследствии название аэропланы.

 

 

Американский изобретатель Сэмюэл Коди (справа) с помощником держит один из своих воздушных змеев, поднимающих в воздух человека. В 1908 г. Коди демонстрировал свои полеты в Англии.

В1842 г. американский инженер Уильям Хенсон патентует моноплан с паровым двигателем. Но Хенсон смог построить лишь недействующую модель.

Английский изобретатель Джон Стринг-феллоу также сделал паровую модель в 1848 г., которая, пролетев небольшое расстояние, разбилась.

Спустя 42 года Клеман Адер конструирует аэроплан с паровым двигателем. Этот аэроплан преодолел по воздуху расстояние примерно 50 м. Однако из-за того что полет был неустойчивым и неуправляемым, эксперимент не считается удачным.

В1896 г. американский изобретатель СэмюэльЛенгли строит паровой аэроплан, для запуска которого требуется катапульта. Аэроплан пролетел 1 км, но его полет снова был неуправляемым.

Все предпринятые попытки сводились к одному: паровой двигатель оказался слишком тяжелым для летательных аппаратов. Тогда конструкторы решили использовать недавно изобретенный двигатель внутреннего сгорания.

Первым, кто оснастил летательный аппарат бензиновым двигателем, был Сэмюэль Ленгли. В 1903 г. он дважды пытался запустить аэроплан, но всякий раз машина падала в реку.

Более удачная разработка нового типа летательного аппарата принадлежит братьям Райт. Чтобы уменьшить вес двигателя, его основные части были сделаны из алюминия. Запуск аэроплана произошел в 1903 г., и этот год считается началом эры продолжительных и управляемых полетов на аппаратах тяжелее воздуха.

Очередной удачный аэроплан появился только через три года. Он был сконструирован бразильским авиатором Альберто Сантосом-Дюмоном.

Последующий прогресс был связан с материалами. На смену деревянным каркасам бипланов пришли сталь и сплавы, а в конструкциях фюзеляжей просмоленная ткань сменилась алюминием. Бензиновые моторы уступили место реактивным двигателям, и через 44 года после первого полета братьев Райт аэроплан впервые пролетел со скоростью, превышавшей скорость звука.


22.11.2017




штыки второй мировой войны
третивик
рыцари майн
ядерная бомба кто изобрел