Тестирования Памяти
Для тестирования памяти по методике, разработанной А.Р. Лурия, с гомогенной и гетерогенной интерференцией сначала предъявлялись две группы слов по три элемента в каждой («дом, лес, кот»; «ночь, игла, пирог»). Больным предлагалось запомнить эти две группы слов и повторить сначала первую, потом вторую группу слов. При запоминании предлагаемых групп слов между ними возникала взаимная конкуренция (гомогенная интерферация), что осложняло их запоминание и воспроизведение. После того, как больные правильно называли предложенные им слова, вводилась интерферирующая деятельность (гетерогенная интерферация) в виде счета, решения арифметических задач. Затем требовалось вновь повторить предлагаемые группы слов.
Для выявления влияния на запоминание и воспроизведение определенным способом организованного набора слов применялась модифицированная методика «Две группы слов по три элемента в каждой». Слова группы подбирались по различным сенсорным и семантическим характеристикам. В первую входили слова, близкие или сходные по своему значению: «смелость, доблесть, отвага» (объединенные семантической связью). Во второй группе слова объединялись по принципу их ситуационной связи «гроза, аллея, лужа». В третьей группе использовались фонетически сходные слова упор, укор». Набор слов четвертой группы затруднял установление семантической или фонетической связи «медь, воин, рама» (не имеющие между собой какой-либо связи). Исследовалось непосредственное воспроизведение в условиях гомогенной одно характерной и гетерогенной (разнохарактерной) интерференции (конкурирующей деятельности).
При исследовании объединенного в смысловые структуры материала (фразы, рассказы) использовался тот же принцип взаимной конкуренции. Больным для запоминания предлагались простые предложения типа «Девочка пьет чай», «Мальчик играет в мяч»; развернутые фразы типа: «В саду за высоким забором растут яблони», «На опушке леса охотник убил волка» и два небольших рассказа, например, «Галка и голуби (выше приводится текст рассказа) и «Умная ворона» «Хотела ворона пить». На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне.
архимед биография 7 кл |
телескоп хаббл это...для детей |
криптография в тихоокеанской войне |
голландский штык нож |