Юми (дайкю)

Сягэй - древнее японское военное искусство, обозначающее умение стрелять из лука. Вопреки мнению, что из-за частой непогоды в Японии лук, как и арбалет, не нашел в этой стране широкого применения, каждый самурай с детства учился искусству стрельбы из лука и обязан был в совершенстве владеть им.

Хотя лук в Японии известен с давних времен, до III в. большой популярностью среди военной знати он не пользовался. Основным оружием пешего воина на протяжении веков были копье, топор и короткий меч. Однако с появлением на островах лошадей, завезенных с континента, появился совершенно новый род войск конных всадников, основным вооружением которых стали длинный меч и лук. Конь, длинный меч и сам лук стоили очень дорого. Поэтому в отличие от Европы, где лучниками были выходцы из небогатых слоев населения, в Японии лучниками могли стать только представители военной аристократии или придворной знати. К тому же изучение искусства стрельбы из длинного лука, сидя верхом на скачущей лошади, требовало многих лет тренировок. Такое мог позволить себе далеко не каждый. Этот процесс положил начало формированию класса профессиональных воинов в Японии.

Характерным отличием японских конных лучников стал лук дайкю («большой лук»), или просто юми («лук»). Независимо от эпохи или страны конных лучников вооружали короткими луками, длина которых редко достигала 120 см. В противном случае натянутая тетива или законцовка лука просто упиралась в седло или коня. И только японцам удалось разработать длинный лук особой формы, позволявший стрелять, сидя верхом (подобный тип оружия встречается также у эвенков, хотя его длина существенно меньше).

Особенностью юми была его асимметричность. Две трети находились выше рукояти и только одна треть - ниже (в луках остальных армий мира рукоять, как правило, располагалась точно посередине). Это позволяло изготавливать юми для всадников длиной 180-250 см. А лук Минамото-но Тамэтомо (1139-1170), японского военачальника и национального героя, достигал в длину 280 см.

О важности этого оружия в японском военном искусстве свидетельствуют и различные состязания для самураев. Ябусамэ - соревнование, в котором лучники на скаку должны были поразить серию неподвижных мишеней. Инагаси - турнир, где лучники соревновались в поражении движущихся (как правило, летящих) мишеней. Касагуке - состязание в стрельбе верхом по мишеням, расставленным на разной высоте и расстоянии друг от друга. Энтэ-ки - соревнование, главной целью которого было выстрелить как можно дальше. Согласно японским легендам существовали мастера, способные пустить стрелу на расстояние до 1 км.

Было еще одно состязание, получившее резкую негативную оценку и современников, и последующих поколений. Инуэмо-но - стрельба по загнанным на огороженную площадку собакам. По преданию, началось это соревнование со случая с появившейся в окрестностях Киото лисой-оборотнем с девятью хвостами, внушавшей страх всей округе. На ее уничтожение послали лучших конных лучников, но ни одному из них не удалось подстрелить зверя, потому что раньше они не стреляли на скаку по такой маленькой, быстрой, постоянно меняющей направление движения цели. Тогда Есидзуми Миура, один из командиров клана Тайра и превосходный лучник, предложил тренироваться на собаках. Однако в традиционном виде состязание просуществовало недолго. Вскоре лучников обязали использовать специальные стрелы с большими деревянными грушевидными наконечниками, ки-хоко, а собак одевать в особые доспехи на мягкой основе.

Первые юми были достаточно просты и сделаны из одного куска древесины. Со временем появляются и составные композитные образцы, склеенные из полос бамбука и дерева. Производством луков занимались специальные мастера юми-си. Для придания характерных изгибов они использовали специальный деревянный блок, юдамэ. Для предохранения от влаги юми покрывали лаком (прежде всего это относилось к композитным лукам для защиты склеенных частей).

Изготовлением тетивы, или цуру, занимались другие мастера, цура-саси. Материалом для производства была пенька. Встречались и юми с тетивой из шелка, но такие луки использовались, как правило, в церемониальных целях. Место контакта цуру со стрелой усиливалось дополнительной нитью, которая предохраняла тетиву и позволяла надежнее удерживать стрелу. Цуру покрывалась воском, чтобы ее поверхность была твердой и гладкой. Учитывая трудоемкость при работе над тетивой, а следовательно, и цену, ее не меняли до самого разрыва.

 

Строение юми: ю-хадзу - концы лука; отоканэ - рога лука; ката - плечо лука; дзюхацу - толстая часть концов, составляет плечи, на которые ложится тетива; юдзука - рукоять; цуру - тетива

 

Сила лука определялась по количеству усилий, необходимых для его сгибания, чтобы надеть тетиву. Например, лук, для сгибания которого требовалось два человека, назывался «саннин-бари».

Юми требовал к себе особого отношения и во время боевого использования, и при хранении. Конечно, трепетные чувства к оружию вообще характерны для японских воинов. К примеру, считалось, что юми хранит частичку души создавшего его мастера и переступить через лук, оставить его на жаре или холоде, взять без разрешения было непозволительно. Кроме того, лук требовал постоянного внимания, иначе, оставленный на долгое время без тетивы или, напротив, с натянутой тетивой, он легко деформировался. Владелец внимательно следил за сохранением правильного изгиба юми, для чего натягивал тетиву или оставлял лук без тетивы на некоторое время.

Изготовлением стрел, которые назывались «я», занимались мастера я-хаки. Древко делалось из бамбука, собранного в ноябре-декабре. Именно в этот период бамбук приобретает свойства, необходимые для производства стрел. Наконечник всегда делали из конца, располагающегося ближе к корню, поэтому все стрелы имеют еле заметное сужение от наконечника к оперению. Чтобы предохранить древко от расщепления в этих уязвимых местах, за наконечником и по краям оперения делалась обмотка из нити, покрытая сверху лаком. В оперении использовались многие виды перьев, хотя самыми лучшими считались перья орлов, ястребов, журавлей и фазанов.

Описание всего разнообразия форм и размеров наконечников, изготовленных из разных материалов и предназначенных для выполнения различных тактических задач, потребовало бы отдельной книги. Например, широкий раздвоенный наконечник каримата в отличие от других форм кроме поражения врага мог перерезать веревку или тетиву лука противника.

Стрелы носились в колчанах. В них кроме боевых стрел находилась одна особенная стрела с родовым гербом и именем лучника. Часто ошибочно полагают, что она использовалась для своеобразных меток, по аналогии с японским метательным ножом когай, который самураи втыкали в тело павшего от их руки противника, чтобы избежать споров по окончании битвы. Однако именная стрела имела кардинально противоположное значение. По такой стреле в колчане узнавали поверженного в битве лучника.

 

Возможность выпускать стрелы, сидя верхом на бегущей лошади, - одно из главных достоинств японского лука

 

Во время тренировки






рисунки индейцев
расцвет колониальной империи в европе
история рабства в африке
эратосфен вклад в науку