Алебарда

Превосходных видов оружия, известных человечеству, создали соединением двух ранее известных образцов. Так, в древности, совместив нож и палку, человек создал копье, оружие более подходящее для охоты, чем палка и нож по отдельности. В начале XIII в. боевые возможности копья стали еще больше, к нему добавили топор и крюк. Так появилась легендарная алебарда.

Алебарда произошла от пики и как многофункциональное оружие находилась на вооружении пехоты многих европейских стран с XIII по XVII в. Особую популярность она получила на рубеже XV-XVI вв. благодаря швейцарским и итальянским наемникам, считавшим ее превосходным оружием против кавалерии. В отличие от пики ею не только можно было пробить тяжелый доспех, но и крюком стащить кавалериста с коня. Алебардистов изначально даже обучали копейным приемам, чтобы они успешно взаимодействовали с пикинерами в строю. Однако алебарда проигрывала секире и бердышу в рубяще-режущих свойствах, поскольку из-за небольшой длины лезвия могла застревать в пораженных объектах.

 

 

Хорошо проявили себя алебарды и на море. Их использовали не только для прикрытия солдат, проникающих на вражеский борт, ведения боя на верхней палубе (в замкнутых пространствах коридоров и маленьких помещений, кроме верхней палубы, длинная алебарда была практически бесполезна), но и для сближения и удержания кораблей с помощью крюков на обратной стороне секир.

Первое упоминание об алебарде в России относится к 1605 г. Ею были вооружены телохранители Лжедмитрия I. Однако уже при императрице Анне Иоанновне, по непонятным причинам невзлюбившей этот тип оружия, алебарда стала стремительно терять свои позиции и к 1856 г. была полностью запрещена.

С развитием огнестрельного оружия алебарда утратила ценность как боевое оружие, но сохранила свои позиции как оружие церемониальное. И сегодня она состоит на вооружении швейцарской гвардии, военных сил Ватикана.

 

На протяжении веков алебарда состоит на службе швейцарских гвардейцев, охраняющих Ватикан. Современный гвардеец (справа) и гвардеец XVIII в. (слева)

 

 






значение изобретения железная дорога
жак-этьен и жозеф-мишель монгольфье,биография
дэвид михра братья хортен и их летающие крылья
граждане рима