Материалы


Монтесума II, Девятый И Последний Император Ацтеков В Мексике. Правил В 1502-1520 Гг.

Идея о том, что империю можно создать и содержать за счет колоний, была широко распространена в Европе времен Ренессанса. И путешественники, и писатели могли ссылаться на методы Римской империи, и всемирная история рассматривалась как полезный опыт, вполне применимый в сложившихся обстоятельствах. Николо Макиавелли в своей книге («Князь») использовал аналогии, основанные на «Истории Рима» Тита Ливия, и этот труд стал наиболее знаменитым произведением в своем роде.

Эрнан Кортес (1485-1547) обучался в университете Саламанка в Испании, одном из ведущих центров гуманизма, и был, вероятно, хорошо знаком с подобными взглядами на прошлое. В университете его отличал не только острый ум, но также безжалостность, надменность и стремление как можно больше узнать о Вест-Индии, открытой его испанскими соотечественниками. Иными словами, он был идеальным кандидатом на роль конкистадора, и именно эту роль он начал исполнять в 1504 г. в возрасте 19 лет, отправившись в Испаньолу.

Монтесума становится императором ацтеков

Монтесума также готовился к определенной роли, однако это происходило в рамках столь суровых иерархических и религиозных традиций, что с ними не шла ни в какое сравнение даже кастильская Испания, край пресловутых благородных идальго. Он наследовал императорский трон в 1502 г. после смерти своего дяди Ауицотля, когда империя ацтеков была на пике могущества. Теперь ее территория на юге простиралась до современного Гондураса и Никарагуа. Ацтеки, когда-то народ земледельцев, около 1200 г. пришли в долину Мехико с запада и воспользовались безвластием, установившимся после исчезновения империи. Их первым крупным поселением стал Теночтитлан, основанный 1325 г. К началу XV в. сформировалась своеобразная ацтекская империя, достаточно сильная, чтобы заставить другие государства долины Мехико платить ей дань.

Монтесума становится императором ацтеков

Ацтекские завоевательные походы

Возвышение ацтеков происходило быстро, однако эта нация парвеню отвратила от себя многих подданных. Наибольшее недовольство местного населения вызывала их ненасытная кровожадность: ацтеки постоянно нуждались в человеческих жертвах, которые можно было бы использовать в ритуальных жертвоприношениях, утверждающих их власть и ублажающих богов. Завоевательные походы стали средством захвата пленных, дававшим возможность отправлять их на жертвенный алтарь, где у жертвы вырезали сердце и предлагали его идолам. Некоторых богов лепили из пасты, замешанной на человеческой крови, с добавлением растений и семян. Монтесума возглавил много таких походов в честь Уицлипочтли, бога войны и Солнца в ацтекском пантеоне.

Миф о Кетцалькоатле

В начале XVI в. наиболее устрашающим божеством для ацтекского правящего класса был другой бог, Кетцалькоатль, предположительно белокожий и бородатый. В ацтекских мифах говорится, что это тольтекское по происхождению божество было изгнано соперничавшими с ним богами, поскольку выступало против человеческих жертвоприношений. Бог удалился на Восток, поклявшись, что вернется и потребует ацтекское царство обратно. Ожидалось близкое пришествие Кетцалькоатля, и ожидаемые последствия были непредсказуемы и ужасны.

В 1511 г. Кортес находился на Кубе, где был землевладельцем и чиновником колониальной администрации. Однако он не мог унять жажды приключений и присоединился к экспедиции, которая собиралась основать колонию на материке. В феврале 1519 г. он высадился на берег Юкатана в Юго-Восточной Мексике вместе с 500 солдатами и 100 матросами, составлявшими его армию. Его гениальность отчасти заключалась в способности перенести европейскую идею верховной власти и вассальной зависимости на другую почву и укоренить ее.

 

     Миф о Кетцалькоатле

Походы Кортеса

На побережье Мексики в месте, названном им Веракрус, Кортес основал город. Теперь его солдаты - новоиспеченные граждане - могли избрать его своим главой и верховным судьей. Его маленькая армия отличалась исключительной солидарностью, тем более что они не имели путей к отступлению: вождь намеренно сжег все корабли, на которых они могли бы доплыть до Испании. Кортес обнаружил, что народность тлаксала в Центральной Мексике никогда не признавала ацтекского господства и продолжала оказывать яростное сопротивление. Сначала они точно так же противостояли Кортесу, но, потерпев поражение, на следующем этапе кампании стали для него верными союзниками. В походе на ацтекскую столицу Теночтитлан к небольшим силам Кортеса присоединилась тысяча тлаксальтеков.

Огромная столица с населением около 400 тыс. жителей, в которую Кортес вошел 8 ноября 1519 г., занимала площадь 13 кв. км. Располагавшаяся на двух островах посередине озера Тескоко, столица соединялась с берегом несколькими дамбами, служившими одновременно дорогами. В центре города стоял главный дворец Монтесумы, в котором, как свидетельствуют первые испанские донесения, было триста помещений и три внутренних двора. Подобно постройкам других ранних цивилизаций, дворец был более чем жилищем монарха. Занимавший около четырех гектаров, этот дворец с его библиотеками, хранилищами, мастерскими, судебными помещениями и казначейством был сердцем государства. Наличие сотен храмов, по большей части объединенных в комплексы, говорило о том, что Теночтитлан был священным городом, и о том же свидетельствовали черепа принесенных в жертву людей, выставленные на больших деревянных стеллажах возле храмов.

Воплощение Кетцалькоатля

Поскольку Кортес был белокож и бородат, Монтесума счел его воплощением Кетцалькоатля и был рад почтить пришельца. Вскоре Кортес взял императора под стражу, возможно, рассчитывая с его помощью править империей ацтеков. У него были все причины прибегнуть к хитрости. Отряд Кортеса был невелик, и овладеть городом он смог только благодаря поразительной силе своей личности. При этом ему удалось убедить императорский двор и самого императора отойти от их древней религии.

Кортес вошел в главный храм Теночтитлана, огромное здание с сорока башнями, - место погребения ацтекской знати. Когда Кортес заменял ацтекских идолов изображениями Девы Марии и католических святых, Монтесума мягко протестовал, однако быстро капитулировал после краткого наставления в христианском единобожии, преподанного Кортесом, и разъяснений о недопустимости поклонения идолам. Монтесума смущенно пояснил Кортесу, что предки ацтеков когда-то пришли на эти земли издалека, а потому после стольких лет пребывания вдали от родины ацтеки вполне могли впасть в заблуждение. Он признал, что Кортесу, пришедшему в эти края не так давно, виднее, во что следует верить ацтекам. Безусловно, ему было не по себе, ибо в лице Кортеса он видел исполнение старых пророчеств о близком конце власти ацтеков.

Церемонии Монтесумы

Возможно, Монтесума и был варваром, но его империя поразила Кортеса. «Ни у кого из султанов или иных неверных властителей, - писал он Карлу V, - нет при дворе столь многих церемоний». Во дворце, готовые услужить, находились шесть сотен знатных царедворцев; блюда императору, восседавшему на небольшой кожаной подушке, подавали 300 или 400 юношей. Придворный этикет обязывал Монтесуму менять свое одеяние четыре раза в день, причем каждое положено было надевать только раз. «Те, кого он требует к себе... склоняют головы и глядят вниз, согнувши спины, а когда они обращаются к императору, то не смотрят ему в лицо...» Он редко появлялся на публике, но, когда покидал свой дворец, исполнялся следующий ритуал: «Все сопровождающие его придворные или случайно встречающиеся на улицах люди отворачиваются, чтобы не глядеть на него, а прочие падают ниц и ждут, пока он их минует».

Отчеты Кортеса подчеркивают сходство между империей ацтеков и европейским монархизмом, в то же время отмечая роскошь, недоступную даже правителям времен Ренессанса. В одном из дворцов Монтесумы были клетки «высотой девять футов и шириной в шесть шагов» с хищными птицами «всех известных в Испании видов, от пустельги до орла, а также множество неизвестных». Несколько огромных залов были уставлены клетками с «тиграми, львами, волками, лисами и множеством зверей из рода кошачьих». В другом дворце «содержались мужчины и женщины чудовищных размеров, а также карлики и уроды, и для каждого было свое особое помещение, а также отдельные помещения для смотрителей».

Статуи Монтесумы из золота и серебра были «изваяны столь искусно, как не сделает ни один кузнец в мире; все работы по камню исполнены с таким совершенством, что невозможно понять, какие инструменты были использованы; изделия из перьев превосходят по своей красоте самые лучшие вышивки». Не меньшее впечатление произвели на Кортеса технические достижения ацтеков: пресная вода подавалась в город по двум каменным трубам, проложенным вдоль одной из улиц.

Испанцы убивают ацтекских вождей

Кортес правил столицей вплоть до середины 1520-х гг., а затем был вынужден оставить город, чтобы дать отпор испанским войскам, посланным губернатором Кубы, который хотел отнять у него власть. Воины Кортеса победили, а на обратном пути в Теночтитлан Кортес обнаружил, что оставленный им в столице небольшой гарнизон находится в осаде, последовавшей за убийством ацтекских вождей испанскими солдатами во время местного праздника. Он отступил, призвал на помощь своих союзников тлаксальтеков, зимой 1520-1521 гг. взял город в осаду и к августу 1521 г. захватил его. Теперь империя ацтеков принадлежала ему, а Монтесума был мертв.

Неизвестно, был ли император убит ацтеками, проклинавшими его за гибель империи (так утверждали испанцы), или же испанскими солдатами. В 1528 г. Кортес был вынужден вернуться в Испанию, чтобы защитить себя от выдвинутых против него обвинений в недобросовестном ведении дел. Он появился при испанском дворе в Толедо, нагруженный сокровищами ацтеков, что смягчило обвинения, хотя они довлели над ним до конца его дней. По возвращении в 1530 г. в «Новую Испанию» Кортес построил для себя дворец в 48 км к югу от Теноч-титлана, который теперь был переименован в Мехико. К 1540 г. он снова вернулся в Испанию, где позже умер в нищете.

Столкновение культур

Встреча ацтекского императора и испанского конкистадора олицетворяет столкновение культур и в то же время конфликт между монархиями. Монтесума был воплощением государства ацтеков и, следовательно, отражением его слабости. Страх того, что близится конец их царства, охватил императора и его приближенных задолго до появления Кортеса и его солдат. Кортес умер лишенным иллюзий воином, но европейское превосходство, продемонстрированное им от имени христианского короля, определило политическую, религиозную и культурную жизнь Латинской Америки на последующие пятьсот лет.

24.09.2017




конкистадоры что привозили в европу
комплексные упражнения для всего тела
тактика рыцарей 13 века
кольт 1867г