Абд Аррахман III, Эмир И Халиф Кордовы Правил В 912-961 Гг. Или В 929-961 Гг.

В середине X века строительство Соборной мечети в Кордове, архитектурного апофеоза андалусской исламской цивилизации на земле Испании, близилось к концу. Прошло два столетия с тех пор, как в этот город прибыл предок халифа, счастливо избежавший смерти в Дамаске. Там, на Востоке, победившие Аббасиды беспощадно преследовали его род Омейядов. В Испании же племенное соперничество арабских вождей не утихало со времен мусульманского вторжения в страну в 711 г.

 

Абд Аррахман III, эмир и халиф Кордовы Правил в 912-961 гг. или в 929-961 гг.

 

В этом соперничестве Абд ар-Рахман усмотрел свой шанс. С помощью наемников он разбил правителя аль-Андалуса, захватил его столицу Кордову, а последовавший за этим приток государственных чиновников и сторонников Омейядов из Сирии обеспечил устойчивость династии на новой родине. У христиан выкупили подходящее место, стоявший на нем собор снесли, а вместо него начали возводить мечеть, работа над которой с небольшими перерывами продолжается по сегодняшний день. В основных чертах мечеть завершили к 976 г.: молитвенный зал с девятнадцатью приделами, чьи крыши опирались на 850 колонн из порфира, яшмы и цветного мрамора; приделы и колонны соединялись двухъярусными арками из белого камня и красного кирпича; купола были украшены мозаиками с цветочными мотивами; на алебастровых панелях были выгравированы тексты из Корана. Подковообразные своды и ребристые купола стали особенностью «кордовского стиля», широко распространившегося по всему исламскому миру, а слава города могла соперничать только со славой аббасидского Багдада.

В X в. Кордова с населением в 100 тыс. человек была самым большим городом Европы. Ее знаменитые изделия из кожи, шелка, ювелирные украшения и парча пользовались огромным спросом на рынках Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Она была воплощением сугубо исламских представлений об идеальном городе, культурным средоточием былых цивилизаций Средиземноморья. Однако история этого города, лежащего в Южной Испании на берегах реки Гвадалквивир, началась задолго до появления там Омейядов.

Испания в древности

Вначале Кордова была карфагенским поселением. В 152 г. до н. э. ее захватили римляне, и этот процветающий торговый город стал столицей имперской провинции Бетика. В 415-418 гг. Испания подверглась нападению вестготов, германского племени, принявшего арианское христианство. Эти атаки последовали за взятием Рима их предводителем Аларихом в 410 г. В 409 г. в Южной Испании (в том числе и в Бетике) обосновалось другое германское племя - вандалы. Они также исповедовали арианство и приобрели дурную славу как преследователи католиков. В 429 г. вандалы под предводительством своего вождя Гейзериха переселились в Северную Африку, где стали сначала союзниками, а потом противниками римлян. Память об их непродолжительном пребывании в Южной Испании осталась в арабском названии этого региона «аль-Андалус», или страна вандалов.

В 418 г. вестготы стали союзниками Римской империи и для защиты ее рубежей были переселены в римскую Аквитанию, между реками Гаронна и Луара. Однако на протяжении V в. вестготское государство все более укреплялось и начало экспансию в Испанию, перейдя через Пиренеи. Их столица была перенесена из Тулузы в Толедо. Хлодвиг счел вестготское арианство достаточным предлогом, чтобы объявить войну и вытеснить вестготов из Галлии вслед за победой франков в сражении в долине Вуйе неподалеку от Пуатье в 507 г.

Мусульманское вторжение

Вестготская Испания, в которой все большее влияние приобретал католицизм, была нетерпимой по отношению к своему довольно многочисленному еврейскому населению, которое по этой причине приветствовало вторжение мусульман в 711 г. Незадолго до вторжения королем вестготов был избран Родерик, бывший, по всей вероятности, военным наместником Бетики, и его противники, поддерживавшие притязания на трон двух сыновей его предшественника, пополнили ряды беженцев.

Семитысячное войско, состоявшее в основном из берберов с небольшим числом сирийцев и йеменцев, под командованием арабского военачальника Тарика ибн Зийяда покинуло Танжер. Перед его натиском пали Толедо и Кордова, а за прибытием в следующем году еще 18 тыс. воинов ислама, опять-таки в большинстве своем берберов, последовало установление исламского контроля над основной частью территории Испании, завершившееся к 714 г. Страна стала называться аль-Андалус.

 

Мусульманское вторжение

Арабское правление в Испании

Когда к власти пришла новая арабская правящая элита, в стране, населенной испано-романцами и вестготами, сложилось необычайное религиозное и этническое разнообразие. Проводимая новой властью политика культурной и политической исламизации позволяла рабам, которых на полуострове было очень много, выходить на свободу при условии перехода в ислам. Испанские христиане, сохранившие верность своей религии, стали именоваться мосарабами. Потомки коренных жителей, обратившиеся в ислам, назывались мувалладами. Значительную часть населения составляли берберы, появившиеся в стране в результате нескольких волн иммиграции. В 741 г. произошло восстание берберов, несших гарнизонную службу в Испании, которому предшествовало выступление их соплеменников в Северной Африке против арабского правления. Для укрепления арабского господства на полуостров прибыли сирийские войска, что привело к еще большему этническому смешению. Берберские поселения были особенно сильны на северо-западе, а восстание 741 г. дало северному христианскому королевству Астурии, основанному в 718 г. бежавшими вестготами, шансы подчинить себе Галисию.

Племенное соперничество не помешало стремлению арабов к экспансии на север, и их натиск не ослабевал до 732 г., когда Карл Мартелл одержал при Туре сокрушительную победу над силами арабов. Поражение, которое в 740 г. арабы потерпели в битве при Анатолии от Византии, свидетельствовало о том, что они достигли крайних пределов своей территориальной экспансии и на Востоке, и на Западе, и халифату сирийских правителей пришло время за это поплатиться. Мусульмане, мечтавшие о распространении ислама, считали это владение Омейядов не более чем «арабским государством». Тем не менее именно Омейяды покончили с арабской традицией позволять вождям племен самим выбирать себе правителя, или халифа, и установили принцип династического правления. Вслед за восстаниями в Иране, Ираке и Хорасане армия Омейядов в 750 г. потерпела поражение в битве на реке Большой Заб в Месопотамии. Теперь династия и ее приверженцы с надеждой взирали на Запад.

Арабское инакомыслие

Первые омейядские правители Кордовы, объявившие себя не халифами, а эмирами и заявившие о своей политической (но не религиозной) независимости от Аббасидов, столкнулись с множеством проблем. В 778 г. войска Карла Великого потерпели поражение в битве при Ронсевале, а взятие в 801 г. Барселоны сдержало напор франков-христиан. Однако эмирату пришлось столкнуться со вспышками недовольства со стороны арабской знати, не прекращавшимися с конца VIII в. Главной проблемой, мешающей сохранению общественного порядка, в середине IX в. стали мосарабы, которые протестовали против усиливающейся арабизации своих единоверцев. Избирая мученический путь, они стали поносить имя пророка, совершая тем самым преступление, которое с 850 г. до наших дней карается смертью.

На протяжении второй половины IX в. стали вспыхивать мятежи и среди мувалладов. На политической арене появилась Астурия со столицей в Оведо, набирающее силу христианское королевство, особенно после находки в Компостелло в 813 г. предполагаемой гробницы св. Иакова. Расширяясь на юг, с 910 г. это государство стало именоваться королевством Леон, и мосарабы стекались в него отовсюду.

Правление Абд Аррахмана III

Появление к 909 г. в Тунисе нового независимого халифата Фатимидов изменило расстановку сил в исламском мире. Западный халиф Абд ар-Рахман III объявил о своей религиозной независимости от Аббасидов и в 929 г. принял халифский титул аль-Насир ли-Дин Аллах («побеждающий во имя Аллаха»). Усилив свою власть, он отбил морские атаки Фатимидов в западном Средиземноморье и финансировал североафриканских мятежников, восставших против их правления. В Испании в период правления Абд Аллаха, деда халифа, вспыхнуло множество мятежей, для полного подавления которых потребовалось около двадцати лет. Толедо, последний очаг мусульманского сопротивления халифу, пал в 933 г. Королевство Леон выплачивало дань, но сохраняло свою независимость, несмотря на долгую военную кампанию против него.

Опасаясь угроз, исходивших от местной знати, халиф часто менял чиновников в провинциях. В трех километрах от Кордовы он построил город Мадинат аль-Захра, где располагался дворцовый комплекс и государственные учреждения. Теперь объединенная Испания экономически процветала; был основан монетный двор, чеканивший монеты из чистого золота и серебра.

Экспансия Омейядской Испании

Значительны были и успехи во внешней политике. Фатимиды оставили попытки покорить Запад и занялись Египтом, над которым в 969 г. им удалось установить контроль. Омейядская Испания немедленно воспользовалась безвластием, воцарившимся в Ма-грибе, и начала экспансию.

Со временем первый министр халифата (978-1002) и умелый правитель исламской Испании Абу Амир аль-Мансур превратит Северо-Западную Африку в Кордовское вице-королевство. Подготовив собственную высокопрофессиональную армию, состоявшую в основном из фанатично преданных ему берберов, аль-Мансур с легкостью обрел контроль над арабской знатью, которой прислуживали рабы, лично им отобранные. В духе лучших традиций исламской и арабской культуры он покровительствовал поэтам и ученым. Это была последняя великая эпоха в истории мусульманской Испании. В XI в. с началом Реконкисты, освободительной кампании христианской Испании, халифат распался.

Кордова все еще оставалась культурным центром, и ее кади (верховный судья) Аверроэс (1126-1198) прославился как лучший в Европе комментатор сочинений Платона и Аристотеля. Уроженец Кордовы Моисей Маймонид (1135-1204) прославился во всем мире как правовед и философ. В середине XII в. мусульманской Испанией правили Альмохады, революционно настроенная фанатичная секта марокканских берберов, изо всех сил старавшаяся сдержать Реконкисту. Спасаясь от их антисемитизма, Маймонид к 1165 г. оказался в Египте. В 1212 г. союзные войска берберов в Испании потерпели поражение от христианской коалиции, включавшей Леон, Наварру, Кастилию и Арагон. Кордове суждено было пасть. И уже в 1236 г. стены Соборной мечети, некогда внимавшие словам Пророка, будут вторить звукам католической мессы.

 

 

 





российские штык нож 1800г
отличие сабли от меча
телеграфная линия история открытия
гуситские войны