Материалы


«Вигген» и «Терминатор» - Реактивные самолеты схемы «утка»

Схема «утка» получила наибольшее распространение с созданием сверхзвуковых боевых самолетов. Заднее размещение крыла лучше соответствует аэродинамике высоких, особенно сверхзвуковых скоростей, при которой центр аэродинамического давления смещается назад. Также появляется возможность уменьшить вес планера, так как отпадает необходимость вынесения рулей еще дальше назад. Для истребителей схема «утка» хороша еще тем, что позволяет увеличить критические углы атаки и тем самым повысить маневренность.

Важнейшим требованием ВВС Швеции к боевому самолету 1970-1990-х гг. являлось обеспечение высоких взлетно-посадочных характеристик: ландшафт страны изобиловал гранитными скалами и многочисленными водоемами, что препятствовало строительству полевых аэродромов. Проблему рассредоточения авиации в случае начала боевых действий можно было наилучшим образом решить за счет создания резервных ВПП на прямых участках автомобильных дорог. Это обстоятельство сыграло ключевую роль в формировании облика шведского реактивного истребителя третьего поколения. Специалисты фирмы Saab после продолжительных исследований остановились на схеме «утка» с низкорасположенным треугольным крылом с элевонами на задней кромке и носовым стабилизатором - также треугольным, необычно большой площади и с закрылками.

В 1982 г. израильская фирма IAI приступила к разработке перспективного легкого истребителя-бомбардировщика для непосредственной поддержки войск. Самолет, получивший обозначение «Лави» («львенок»), выполнен по схеме «утка» с цельноповоротным ПГО, расположенным в передней части фюзеляжа, выше линии установки консолей крыла. Управление двухсекционными элевонами, предкрылками, рулем управления и ПГО осуществлялось с помощью электродистанционной цифровой системы управления американского производства. В 1987 г. под давлением США, опасавшихся за рынок сбыта своих истребителей F-16, программа была закрыта. Материалы по «Лави» были проданы Китаю, где в начале 1990-х гг. развернулись работы по созданию истребителя J-10 поколения «4+». Новый самолет было решено оснастить российскими ТРДД АЛ-31Ф и БРЛС «Жемчуг». С 2003 г. J-10 поступают на вооружение ВВС НОАК.

В последние годы термин «утка» используют применительно к оснащенным вспомогательными поверхностями аэродинамического управления на носовой части самолетам традиционной схемы (хотя в последнем случае существует более точное определение «интегральный триплан»). Впервые переднее горизонтальное оперение было установлено на одном из первых серийных Су-27 в рамках работ по созданию палубного истребителя для строившихся советских авианосцев. Результаты испытаний показали, что установка ПГО позволяет повысить несущие свойства самолета. В серии палубный истребитель с ПГО получил обозначение Су-33. Сегодня эти самолеты составляют основу авиагруппы единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». В 1988 г. был выполнен первый полет истребителя Су-35, созданного на базе истребителя Су-27. На нем ПГО включено в общую электродистанционную систему управления самолетом, что улучшает характеристики устойчивости и управляемости на больших углах атаки, повышает безопасность полета, увеличивает комфорт летчика в условиях болтанки. Су-37 «Терминатор» - вариант Су-35, оснащенный двигателями с системой управления вектором тяги, он способен выполнять маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости.


24.09.2017




рассказ про бумагу и книги
кино средневековье штурм города
воздушный шар когда изобрели
я придумал двигатель