Материалы


Летающие «рамы» - Самолеты двухбалочной схемы

Первым самолетом двухбалочной схемы стал «Би-Кок», построенный в 1914 г. русским конструктором Александром Пороховщиковым. Революционность идеи гениального соотечественника состояла в замене громоздкой ажурной хвостовой фермы, традиционной в то время для самолетов с толкающим винтом на две легкие обтекаемые балки, связывающие крыло и хвостовое оперение в подобие жесткой рамы.

С точки зрения аэродинамики двухбалочная схема сама по себе не дает особых выгод и не имеет принципиальных недостатков (кроме некоторого увеличения массы). Однако в некоторых случаях ее использование оказывается весьма эффективным.

В 1937 г. министерство авиации Германии выпустило техническое задание на тактический самолет-разведчик-корректировщик с оптимальными возможностями обзора. Конструкторы фирмы Focke-Wulf приняли решение создать самолет с двумя легкими двигателями на консолях крыла. Аэродинамическим продолжением мотогондол стали хвостовые балки. Они оканчивалась килями, между которыми находилось горизонтальное хвостовое оперение. Центральная гондола предназначалась для экипажа. Она была каплевидной формы, практически вся остеклена. Самолет, получивший обозначение Fw.189, интенсивно использовался на Восточном фронте в качестве разведчика и артиллерийского корректировщика. Несмотря на хрупкий вид, он обладал хорошей маневренностью на больших высотах и был там весьма сложной целью для истребителей.

В 1939 г. голландской фирмой De Schelde был разработан очень любопытный истребитель S-21, основные агрегаты которого были сосредоточены в достаточно небольшой гондоле. Спереди размещался пилот, он имел прекрасный обзор вперед и вбок-вперед благодаря отличному остеклению носовой части. За его спиной размещался двигатель, вращавший расположенный между хвостовых балок толкающий винт. Конструкторы рассчитывали получить скорость не менее 600 км/ч, но к моменту гитлеровской оккупации Голландии опытный образец еще не был завершен.

По такой же схеме был построен первый шведский истребитель Saab J-21, впервые поднявшийся в воздух в 1943 г. Для того, чтобы обеспечить пилоту безопасное покидание машины в аварийной ситуации, шведы не стали мудрить с механизмом отстрела лопастей, а впервые в мире оснастили кабину катапультным креслом. Когда встал вопрос о перевооружении ВВС Швеции реактивной техникой, конструкторы Saab переделали заднюю часть центральной гондолы и установили в ней английский ТРД Goblin-Ill. Полученный самолет был запущен в серию под обозначением J-21R.

Инженеров американской фирмы Lockheed обратиться к двухбалочной схеме заставила задача по созданию дальнего двухмоторного истребителя Р-38 Lightning, способного на равных вести бой с одномоторными машинами. В мотогондолах и продолжающих их хвостовых балках были плотно «упакованы» двигатели и их агрегаты, а также основные стойки шасси. В центральной гондоле, кроме кабины летчика, размещалась передняя стойка шасси и мощное вооружение. На разведывательных модификациях их место занимали фотокамеры. Именно на таком фоторазведчике ушел в свой последний полет летчик и писатель, автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпер-ри. Р-38 широко применялись ВВС США на всех театрах военных действий. В 1943 г. этими самолетами был перехвачен и уничтожен в 885 км от базы на Гуа-далканале самолет, на котором летел командующий японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Ричард Бонг, летая на истребителе Р-38, сбил 40 японских самолетов, став самым результативным боевым пилотом в истории США.


24.09.2017




фальшион
справочник холодное оружие
изобретатели железной дороги
история математике для детей