Материалы


Скороходы Джорджа Кристи - Танки с трансформируемой ходовой частью

В истории появления танков, которые, используя одну и ту же ходовую часть, могли передвигаться как на колесах, так и на гусеницах, особое место занимают работы талантливого американского конструктора Дж. У.Кристи (1865-1944). Заказ на свой первый танк Кристи получил 22 ноября 1919 года. Уже в январе 1921-го танк демонстрировался на его заводе, после чего был отправлен на Абердинский полигон для испытаний. Танк имел всего две колесные пары. На колесном ходу передняя пара управлялась рулевым колесом, задняя была ведущей. Чтобы поменять движитель усилиями экипажа, требовалось всего 15 мин. При 120-сильном моторе танк показал 11 км/ч на гусеницах, 21 км/ч на колесах. Но, так как колесные пары были у танка неподрессоренными, его очень сильно трясло при движении на колесах.

Вскоре Кристи основал новую компанию Wheel Truck Layer Corp. и начал разработку перспективного танка М.1928. Его шасси состояло из 8 обрезиненных катков большого диаметра. Мощные спиральные пружины, надетые на свечи-толкатели (из-за чего этот тип подвески очень часто так и называли «свечным»), соединялись с катками через качающиеся рычаги и располагались между двумя бортовыми листами корпуса. Как недостаток подобного устройства отмечалось «съедание» подвеской пространства внутри танка. Зато благодаря исключительно плавному ходу танк достигал невиданных раньше скоростей: до 112 км/ч - на колесах и 68 км/ч на гусеницах.

Корпус среднего танка ТЗ или М.1931 изготовлялся из 12,7-мм броневых листов. Восемь опорных обрезиненных колес устанавливались на качающихся рычагах с длинными пружинами, обеспечивавшими колесу вертикальный ход до 40,65 см. Таким образом, каждое колесо могло подниматься почти до уровня днища танка, что обеспечивало ему очень высокую проходимость. Два человека могли за 30 мин снять гусеницы и подготовить машину к движению на колесах. Корпус имел хороший баллистический профиль, в его остром носе - характерная особенность танка Кристи - размещались пружины подвески передних колес. В цилиндрической башне кругового вращения размещалась 37-мм короткоствольная пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.

Кристи не остановился на достигнутом, создав безбашенную машину М.1932, выполненную из дюралюминия и стали с применением сварки. Удельная мощность силовой установки была доведена до 152-169 л. с./т. В печати замелькали сенсационные цифры: 156-160 и даже 193 км/ч на колесах и 96 км/ч на гусеницах! Танк окрестили «прыгающим». На таких скоростях он действительно должен был буквально перелетать по инерции через рвы весьма значительной ширины. Увы, Департамент вооружений США проигнорировал его безбашенную модель.

Устав от постоянной войны с эксцентричным конструктором, Департамент вооружений решил самостоятельно построить подобную машину, которой присвоили обозначение Т.2. Ведущей на Т.2 была все та же задняя пара катков, а передача к ним от ведущих колес гусеничного хода осуществлялась цепями Галля. При переходе на колесный ход верхняя ветвь гусеницы оставалась на своем месте, фиксируясь над колесами. Мотор располагался спереди, что по сути дела превращало машину даже не в танк, а в легкий колесно-гусеничный бронеавтомобиль для опасных прогулок. Вооружение состояло из одного пулемета, а экипаж - из 3 человек. Проект еще как-то смотрелся на бумаге, но на практике оказался вовсе никуда не годным. Желая любой ценой спасти честь мундира, военные испытывали Т.2 целых два года, но положительных результатов так и не добились, а танк Кристи превзойти не смогли.


24.09.2017




замок кент
отличие сабли от меча
воин тяжелой кавалерии сканворд
когда был изобретён компас