«Скальпель» на стальных магистралях - Баллистические ракеты железнодорожного базирования

При развертывании стратегического ракетного оружия одной из основных проблем является сокрытие его от «всевидящего ока» разведывательных спутников. «Вероятный противник», зная местоположение стартовых позиций ракет, нанесет свой первый удар именно по ним, избавив себя тем самым от угрозы возмездия. В середине 1970-х гг. в головы советских и американских стратегов практически одновременно пришла идея «спрятать лист в лесу» - поставить пусковые установки на рельсы и отправить их путешествовать по стальным магистралям среди тысяч обычных составов. В США в начале 1980-х гг. делались попытки установить на платформах межконтинентальные баллистические ракеты Minuteman, но дальше опытных образцов дело не пошло.

Советский боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) создавался под руководством генерального конструктора В.Уткина в научно-производственном объединении «Южное». Испытания комплекса завершились к 1985 г. и в 1987-м он был принят на вооружение.

БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагона имели по восемь колесных пар. Именно в них находились ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 Scalpel, по терминологии НАТО). Остальные вагоны имели по четыре колесные пары. В них размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет, а также жизнедеятельность боевого расчета.

БЖРК вели по магистралям три тепловоза ДМ62. Бригада головного локомотива включала трех офицеров, остальных - по два солдата срочной службы. Для детального ознакомления с маршрутом офицеры локомотивных бригад БЖРК периодически откомандировывались на гражданские составы МПС.

На маршрутах возможного прохождения БЖРК были уложены тяжелые рельсы, реконструированы или заменены путепроводы и мосты, оснащены автоматикой многие сотни железнодорожных переездов. Специалисты железнодорожного транспорта повысили надежность стрелочных переводов, установили специальные приборы, фиксирующие нагрев букс, а усовершенствованные каналы связи позволяли исключить ошибки при управлении движением, ведь постоянные места дислокации БЖРК находились на магистралях с интенсивным движением.

К числу достоинств БЖРК специалисты относят его высокую боевую готовность. Экспресс стратегического назначения был всегда в состоянии осуществить запуск ракеты после получения приказа. Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством отводилась в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимался в вертикальное положение, после чего старт ракеты осуществлялся с помощью вышибного порохового заряда. Уже в воздухе ракета заклонялась с помощью порохового ускорителя и только после этого запускался маршевый двигатель (это позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и избежать его повреждений). После пуска боевой железнодорожный комплекс мог быстро уйти от ответных ракетных ударов противника, используя возможности сети железных дорог. БЖРК вели боевое патрулирование до 1991 г. После подписания договора СНВ-1 они продолжали нести боевое дежурство на базе, без выхода на железнодорожную сеть. Четыре состава базировались на станции Василек, близ Костромы, четыре - на станции Бершеть в Пермской области и четыре - на станции Гладкой под Красноярском. В 2003-2006 гг., после истечения гарантийного срока ракет, комплексы были сняты с вооружения и утилизированы.






как сделать дирижабль с ребенком
история бумага для детей
вольт и его изобретение батарейка
водопровод в европе