Рекордсмены по калибру - Штурмовое орудие «Штурмтигр»

Многие страны попытались установить на бронированной базе возможно более мощное орудие. И опять «впереди планеты всей» в этом вопросе оказалась Германия. Первой САУ повышенной мощности, сконструированной в 1938 г. на базе легкого танка T-IB фирмой Alkett, стала slG33. Двигатель, ходовая часть и большинство механизмов остались без изменения. На месте башни за высоким неподвижным броневым щитом была смонтирована 150-мм тяжелая пехотная гаубица вместе с полевым лафетом. Броневое прикрытие толщиной 10 мм - только с трех сторон. Вес машины - 8,5 т, длина - 4,42 м, высота - 3,35 м. В 1939 г., к началу войны, изготовили всего 39 единиц. Эти неуклюжие САУ применялись во время боевых действий во Франции, на Балканах и на Восточном фронте. Впрочем,«без особого успеха: для штурмовой самоходки была явно слабовата броня.

После многочисленных «проб и ошибок» по усилению огневой мощи САУ в 1944 г. немецкие конструкторы сумели сделать настоящего монстра, получившего название Sturmtiger. Эти машины переоборудовались из танков PzKpfw.VI Tiger, при этом переоборудованию подвергалось лишь боевое отделение танка и отчасти - лобовое бронирование корпуса, прочие же узлы оставались практически неизменными. По первоначальному проекту новая САУ должна была вооружаться специально разработанной для нее 210-мм гаубицей, однако разработка последней затягивалась и ставила под угрозу срыва весь проект. В качестве замены был предложен так и не принятый на вооружение кригсмарине 380-мм реактивный корабельный бомбомет Raketenwerfer 61. Это массивное короткоствольное орудие было смонтировано в шаровой установке в лобовом листе четырехугольной броневой рубки. Справа от орудия располагался курсовой пулемет. В крыше рубки имелся люк для погрузки боеприпасов. Эта операция была довольно деликатной, поскольку вес фугасных и кумулятивных снарядов составлял соответственно 351 и 345 кг. Для облегчения работ по загрузке на кормовой стенке рубки был смонтирован кран. Боекомплект состоял из 14 реактивных снарядов.

Эти гиганты были предназначены для уничтожения фортификационных сооружений и обстрела скоплений войск противника. С августа 1944-го по март 1945 г. фирма Alkett переделала из подбитых линейных PzKpfw.VI 18 самоходок. Первое боевое применение САУ Sturmtiger относится к дням Варшавского восстания в августе 1944 г. Из серийных машин были сформированы две роты штурмовых мортир, применявшихся в боевых действиях вплоть до самого конца войны в основном на Западном фронте.

Примерным аналогом Sturmtiger могут считаться советские тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152, однако последние были более универсальны. Хотя 152-мм гаубицы-пушки советских САУ многократно уступали Sturmtiger в мощности фугасного снаряда, они обладали намного лучшей дальнобойностью и особенно точностью и скорострельностью.

В конце 1942 г. Министерством вооружения гитлеровского рейха рассматривался (и был почти сразу отклонен) проект сверхтяжелого самоходного орудия Р. 1500 Monster. Его предполагалось вооружить круп-повской 800-мм пушкой Dora. Вес установки превысил все нормы, ведь одно лишь основное орудие весило почти 500 т, а обший вес мог доходить до 2500 т. Силовая установка из четырех 6500-сильных дизелей, применявшихся на подводных лодках, могла обеспечить Monster скорость 20 км/ч. Экипаж исполина должен был насчитывать около 100 человек. Единственным возможным применением суперсамоходки могло быть разрушение долговременных укреплений противника с огневой позиции в глубоком тылу.






когда была изобретена компьютерная мышь
потерянная янтарная комната
изобретатель атомной бомбы
совня оружие