Новости






Прямоточные монстры - Межконтинентальные крылатые ракеты

В середине 1950-х гг. советские и американские конструкторы одновременно пришли к идее крылатой ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), который на высоте 18-25 км позволяет развивать скорость, в три раза превышающую звуковую.

В 1956 г. в США начались испытания ракеты XSM-64 Navaho, создававшейся фирмами North American Aviation и Rocketdyne с 1949-го. В течении года было проведено 11 неудачных пусков, после чего дальнейшие работы были прекращены.

В 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление о разработке межконтинентальных носителей ядерного заряда. Вместе с межконтинентальной баллистической ракетой Р-7, разработка которой поручалась С.П.Королеву, предусматривалась разработка еще двух ракет - носителей ядерного заряда: легкой крылатой ракеты «Буря» и тяжелой крылатой ракеты «Буран». Разработка первой ракеты поручалась конструкторскому бюро С.А.Лавочкина, а второй - коллективу ОКБ В. М. Мясищева.

По сравнению с баллистическими носителями крылатые ракеты имели меньшую скорость и высоту полета, что не исключало возможности их перехвата средствами ПВО. В то же время они обладали возможностью маневрирования на всем протяжении полета, что повышало гибкость их применения.

С точки зрения аэродинамики «Буря» представляла собой самолет нормальной аэродинамической схемы с трапециевидным крылом малого удлинения. Стартовала она вертикально с помощью пары четырехкамерных жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), смонтированных в два боковых блока-ускорителя. На разгонном участке траектории ракета сначала управлялась газовыми рулями, затем они сбрасывались, и управление переключалось на воздушные рули. Когда ПВРД выходил на режим полной тяги, на высоте 17500 м производилась расцепка ускорителей с маршевой ступенью. После этого полет корректировался с помощью автоматической астронавигационной системы. Первый полет «Бури» состоялся 1 сентября 1957 г. с полигона Капустин Яр. И она не просто взлетела, а полетела так, как это было запланировано. ПВРД работал нормально, система астронавигации прекрасно справлялась со своими задачами, но расход топлива превысил расчетный. После его выработки ракета упала, не долетев 1500 км от цели. Последующие испытания так и не позволили приблизиться к решению проблемы. Поскольку королевская Р-7 уже была принята на вооружение, в 1960 г. работы над крылатым ностиелем свернули.

Когда «Буря» совершила свой первый полет, более мощный «Буран» был закончен только в чертежах. Он строился по той же схеме, что и «Буря», но первая ступень представляла из себя четыре, а не две, как у «Бури», «боковушки». Первая ступень была оснащена четырьмя ЖРД конструкции Валентина Петровича Глушко. Масса первой ступени длиной 10 м составляла 80 т, суммарная тяга ее двигателей - 74,46 т. Вторая ступень - собственно крылатая ракета - при длине 24 м имела массу 60 т. Тяга прямоточного двигателя составляла 10 т. Расчетная дальность стрельбы для «Бурана» составляла 9150 км. Подтвердить характеристики ракеты не удалось: решение о прекращении работ было принято в 1958 г., раньше, чем состоялся первый полет.






джозеф листер презентация
биография братьев райт
открытие электрона
тяжелая конница монголов