Последний британский - Английские «бесхвостки». Бомбардировщик «Вулкан»
После Второй мировой войны работами по созданию тяжелых «летающих крыльев» с реактивными двигателями занимались не только в США, но и в Англии. Фирма Armstrong-Whitworth, работавшая над созданием многомоторного трансконтинентального самолета, построила его пилотируемую модель AW-52, снабженную двумя турбореактивными двигателями. Самолет имел стреловидное крыло с ламинарным профилем. С целью предотвращения срыва потока с концов крыла на больших углах атаки на самолете был применен отсос пограничного слоя с поверхности консолей крыла, который осуществлялся при помощи двигателей. Система отсоса включалась автоматически в зависимости от положения ручки управления и положения дросселя двигателей. Для уменьшения посадочной скорости применялись посадочные закрылки, а возникающий при их отклонении пикирующий момент компенсировался соответствующим отклонением особых поверхностей (так называемых «корректоров»), расположенных на концах крыла перед элевонами. Первый полет AW-52 состоялся в ноябре 1947 г. В мае 1949 г. один из самолетов вышел из-под контроля пилота и разбился. Однако эта авария была отмечена особым событием: впервые в Великобритании пилот (Дж. Ланкастер) покинул самолет с помощью катапультируемого кресла. Окончательно работы были прекращены в мае 1954 г.
Самолет D. Н. 108 Swallow был разработан в 1946 г. английской фирмой De Havilland для проведения исследований стреловидного крыла. Первый экземпляр предназначался для испытаний на малых скоростях и имел профилированные щели на передней кромке крыла. Они должны были предотвратить потерю управления на малых. Испытывал D.H.108 Дж. де Хэвилленд-младший - сын владельца компании. 27 сентября он разбился на втором экземпляре машины, который предназначался для исследований околозвуковых скоростей полета. Третий D.H.108, оснащенный двигателем Goblin-4 с тягой 1701 кгс, отличался остроконечным носом и более обтекаемым фонарем кабины пилота. 9 сентября 1948 г. этот самолет под управлением Джона Дерри впервые в Британии превысил скорость звука.
Бомбардировщик Vulcan, созданный английской фирмой Avro и впервые поднявшийся в воздух в 1952 г., относился к числу наиболее революционных самолетов своего времени. Применение схемы «бесхвостка» с треугольным крылом толстого профиля и относительно малого удлинения обеспечивало достаточную емкость для размещения двигателей, шасси и топлива при сохранении высоких аэродинамических характеристик. Большая площадь крыла уменьшала удельную нагрузку, чем достигались отличные высотные данные машины и хорошая маневренность на большой высоте. Кроме того, сохранялись приемлемые взлетно-посадочные характеристики.
На момент принятия на вооружение в 1956 г. Vulcan был лучшим в мире средним бомбардировщиком, превосходящим советский Ту-16 и американский В-47 по практическому потолку и дальности. Кроме того, учения показали, что самолет обладает необычайно малой для машины такого размера радиолокационной заметностью. На протяжении долгого времени Vulcan был основным носителем английского ядерного оружия. Однако в 1970-х гг. его приспособили для нанесения ударов с малых высот обычными бомбами, при этом белоснежная «противоатомная» окраска была заменена на пятнистый камуфляж. Незадолго до своей «отставки» бомбардировщики Vulcan успели поучаствовать в англо-аргентинском конфликте 1982 г., нанеся несколько ударов по аргентинским объектам на Фолклендских островах.
владение кортиком тренировка |
когда появились первые памперсы |
штурмовые орудия средних веков |
самые крупные пушки |