«Парижская пушка» - Сверхдальнобойная артиллерия
Первое сверхдальнобойное орудие, получившее название Kolossal, создали в 1918 г. немцы для обстрела Парижа из-за линии фронта, отстоящей на 120 км от города. Для снижения сопротивления воздуха снаряд такого орудия должен иметь удлиненную форму и заостренную переднюю часть. Чтобы обеспечить приемлемую устойчивость, надо вращать длинный снаряд в 2-3 раза быстрее, чем стандартный. Для этого и нарезы орудия надо делать в 2-3 раза круче, но тогда не выдержит медный ведущий поясок. Пришлось сделать снаряд с готовыми выступами. В полете снаряд должен был быстро пробить нижний плотный слой воздуха и войти в стратосферу под углом 45°, обеспечивающим наибольшую I дальность полета в безвоздушном пространстве.
Отлить ствол длиной 34 м оказалось невозможным даже на заводах Круппа, фирме которого и поручили в 1916 г. изготовить суперпушку. Пришлось делать его составным. За основу было взято 380-мм морское орудие, вовнутрь ствола которого вставили второй ствол калибром 210 мм. За пятиметровой зарядной каморой шла внутренняя нарезная труба. К ней крепилась шестиметровая гладкостенная дульная часть. Длинное, но относительно тонкое сооружение весом 138 т прогибалось под собственной тяжестью. Поэтому пришлось установить в середине ствола стойки, связанные стальными тягами с дульной и казенной частями орудия. К огневой позиции дальнобойный монстр вывозился на железнодорожной платформелафете, установленной на 18 парах колес. На огневой позиции скрытно забетонировали площадку, сделали поворотный круг и смонтировали на ней орудие. Расчет состоял из 60 морских комендоров. Заряжание и наводка орудия выполнялись особыми механизмами с помощью электромоторов. После каждого выстрела диаметр ствола увеличивался, поэтому снаряды приходилось делать все толще и толще.
Обстрел Парижа начался в ночь на 23 марта 1917 г. Целью этой варварской акции было продемонстрировать свою военную мощь и морально воздействовать на французов. Всего по столице Франции немцы выпустили 367 снарядов, при этом треть из них прошла мимо такой огромной цели. Погибло 256 горожан, 620 человек были ранены. После подписания перемирия с Антантой пушку демонтировали, а все документы уничтожили.
Французы к концу войны успели изготовить тяжелую 210-мм пушку, установленную на многоосном железнодорожном транспортере. Она имела ствол длиной 110 калибров (24,1 м) и стреляла 108-килограммовым снарядом на 120 км. Веса этого чудовища - 320 т - не выдержал бы ни один мост, поэтому на передовую пушка так и не попала. Английские инженеры предпочли 203-мм пушку с длиной ствола 122 калибра. Этого оказалось достаточно, чтобы 109-килограммовые снаряды при начальной скорости 1500 м/с пролетали 110-120 км.
Последнюю попытку создать сверхдальнобойные пушки сделала в годы Второй мировой войны фашистская Германия. В 1936 г. была создана железнодорожная установка К-5. 283-мм орудие посылало 120-кг снаряд на расстояние до 60 км. В 1941 г. батарея таких орудий была развернута в районе Дьеппа и вела обстрел британского побережья, пока в 1942 г. не была уничтожена англо-канадским десантом. Следующим проектом фашистов было создание 150-мм орудия, способного обстреливать Лондон. Высокая начальная скорость 140-кг снаряда длиной 2,8 м обеспечивалась установкой по всей длине ствола боковых камор, в которых поочередно, по мере прохождения снаряда, срабатывали заряды. Однако при испытаниях этот монстр взорвался. Успехи фон Брауна в создании ракет V-2 окончательно похоронили авантюрную идею.
кто придумал атомную бомбу |
изобретение рентгена 1885 |
реактивный конвертоплан |
дымный порох составляющие |