Новости






Летящие через сугробы - Боевые аэросани

Аэросани - изобретение сугубо русское. Первые такие машины были построены С.С.Неждановским (1904 г.) и А.Д.Докучаевым (1907 г.) и представляли собой легкие спортивные экипажи. А в 1912 г. на Русско-Балтийском заводе начали серийный выпуск аэросаней по заказу Военного министерства для транспортных целей. Зимой 1915-1916 гг. в автомобильном отделе Всероссийского земского союза под руководством профессора Н. Р. Бриллинга разработали, а затем построили партию из 24 аэросаней. Машина имела полуоткрытый, заостренный спереди фанерный, корпус, поставленный на три лыжи (передняя была управляемой), и приводилась в движение стандартным авиационным двигателем «Гном». Часть саней вооружили пулеметами, остальные предназначались для связи и перевозки раненых. Использование машин на фронте показало, что они могут с успехом обеспечивать боевые операции. В начале 1920 г. началась постройка небольшой серии саней «БЕКА» (Бериллинга и Кузина). Три машины участвовали в подавлении Кронштадтского мятежа. В 1939-1940 гг. выпускавшиеся в то время сугубо мирные аэросани АНТ-4 конструкции Туполева и ОСГА-6 (НКЛ-6) конструкции Андреева широко использовались в войне против финнов.

Многоснежная и очень морозная зима 1941 -1942 гг. создала просто идеальные условия для широкого применения боевой и транспортной аэросанной техники. Снежный покров в 30 см - это снижение скорости передвижения пехоты до 2 км/ч. Конница спешивается. Малоподвижными становятся даже мотомеханизированные подразделения, попадающие в прямую зависимость от дорог. Огромным преимуществом боевых аэросанных подразделений являлось то, что их движение осуществлялось вне дорог, которые без труда мог контролировать противник. Аэросани свободно доходили до цели через непроходимые сугробы. Поэтому они могли стремительным налетом опрокинуть уверенного в своей безопасности противника, а в случае необходимости - быстро уйти от преследования и нанести удар с другого направления.

В оперативном порядке конструкторы разработали принципиально новые чисто военные машины: транспортно-десантные аэросани НКЛ-16, боевые НКЛ-26 и РФ-8, большие десантные аэросани АСД-400. Наиболее необычной из этого перечня, безусловно, была созданная в 1941 г. под руководством главных конструкторов Н.М.Андреева и М. В. Веселовского машина, получившая обозначение НКЛ-26. Деревянный закрытый корпус, защищенный спереди 10-мм броневым щитом, был установлен на четыре независимо подвешенные управляемые лыжи. Экипаж состоял из водителя-механика и командира (одновременно выполнявшего в боевых операциях функции стрелка). Вооружение состояло из пулемета ДТ в турельной установке. Двигатель М-11Г вращал деревянный винт диаметром 2,4 м. С помощью машин этого типа был выполнен ряд успешных рейдов в тыл противника.

Вторым видом боевых саней были РФ-8, отличительная особенность которых заключалась в том, что они были оснащены не авиационным, а значительно более дешевым серийным автомобильным двигателем ГАЗ-М-1 производства Горьковского автозавода. Кроме того, на них был установлен двухлопастный металлический винт. Наличие винта из металла значительно расширяло возможность их использования. Эти машины проходили по перелескам, им оказались не страшны и лесные дороги, где другие типы аэросаней с деревянным винтом применяться вообще не могли.

В последний раз аэросани применялись в боях под Сталинградом. К зиме 1943-1944 гг. фронт сместился на запад, где зимы были малоснежными и необходимость в применении аэросанной техники отсутствовала.






штык ножи мира
меч с тяжелым клинком
аристотель для детей
доклад про дирижабль братьев мангальсьн