Материалы


Летающий «тяни-толкай» - Самолеты с тандемным расположением двигателей

Интерес конструкторов истребителей к центральной компоновке двух двигателей объяснялся желанием постоянно наращивать мощность силовой установки по сравнению с имеющимися двигателями, избежав при этом недостатков классической компоновки с двигателями на крыле, с ее увеличенными весом и воздушным сопротивлением. С размещением двигателей вблизи линии симметрии обеспечивалось минимальное лобовое сопротивление фюзеляжа и чистое крыло, отпадали проблемы с несимметричностью тяги при отказе одного из двигателей.

Экспериментальный советский истребитель И-12 «Бауманский комсомолец», построенный в 1931 г., был выполнен по двухбалочной схеме. Два двигателя Gnome-Rhone Jupiter VI были установлены в оконечностях центральной гондолы, между ними размещалась кабина летчика. В крыльевых балках размещались динамореактивные («безоткатные») 76,2-мм орудия АПК-4. Двухкилевое вертикальное оперение первоначально размещалось на хвостовых балках. Однако, оказавшись вне струи от винтов, оно было недостаточно эффективно и впоследствии заменено единственным килем на стабилизаторе. Испытывал И-12 известный летчик И.Ф. Козлов. 21 марта 1932 г. при пробной стрельбе из пушек в воздухе произошло частичное разрушение одной из хвостовых балок. Поскольку самолет не был оснащен системой аварийного покидания, а задний винт не оставлял шансов на безопасное спасение, пилот повел самолет на аэродром. При посадке хвостовая балка переломилась, но самолет и летчик не пострадали. В целом характеристики И-12 признали неудовлетворительными и испытания, как и постройку второго экземпляра, прекратили.

По схожему пути пошли конструкторы голландской фирмы Fokker, создав в 1939 г. двухбалочный истребитель D-XXIII с тандемной установкой двух двигателей в центральной гондоле. Единственный опытный экземпляр был уничтожен в мае 1940 г. при налете германской авиации.

Иначе решил задачу итальянский конструктор Марио Кастольди, создавая в 1931 г. рекордный гидросамолет МС-72. Два двигателя суммарной мощностью 3100 л. с, установленные в носовой части фюзеляжа, вращали во встречных направлениях пару соосных винтов. Испарительная система охлаждения двигателей была размещена в массивных поплавках. В 1934 г. МС-72 установил мировой рекорд скорости - 710 км/ч (для винтовых гидропланов он остается рекордом и поныне).

В 1945 г. во Франции поднялся в воздух истребитель VG-10, разработку которого компания L'Arsenal начала еще до войны. Он был оснащен двумя двигателями, расположенными перед и за кабиной пилота и работавшими на два винта противоположного вращения, установленных в носовой части фюзеляжа. Передаточный вал заднего двигателя проходил по оси переднего. В связи с появлением реактивных истребителей интерес к поршневым самолетам снизился, и производство VG-10 ограничилось постройкой 4 экземпляров.

Германский авиаконструктор Клаудиус Дорнье заинтересовался тандемной компоновкой двигателей еще в годы Первой мировой войны. В 1937 г. он запатентовал конфигурацию самолета с винтом, расположенным позади хвостового оперения и приводимым во вращение через длинный вал. В 1942 г. представленный им проект с подобной компоновкой выиграл объявленный люфтваффе конкурс на скоростной невооруженный бомбардировщик. В ходе дальнейшей работы машина, получившая обозначение Do.335, трансформировалась в многоцелевой самолет с великолепными летными данными. В конце 1944 г. он был принят на вооружение, но принять сколько-нибудь активного участия в боях не успел.


24.09.2017




сокровища чингисхана новости
изобретение джорджа стефенсона железная дорога
эпоха рыцарства
эратосфен вклад в науку