Крейсера железных дорог - Бронедрезины и мотоброневагоны
Опыт применения бронепоездов в ходе Первой мировой войны выявил ряд их существенных недостатков: громоздкость конструкции, малую подвижность, неудобство управления огнем. Этих недостатков были лишены бронедрезины, которые широко применялись для разведки или охраны пути, обеспечения связи и т. п. Пулеметное либо пулеметно-пушечное вооружение устанавливалось в броневых листах корпуса или во вращающейся башне. Однако слабость вооружения и бронирования ограничивала круг решаемых ими задач.
Начальником военно-дорожного отдела УВОСО Юго-Западного фронта подполковником Бутузовым был разработан проект бронированного мотовагона. В качестве базы предлагалось использовать четырехосную платформу, на которой размещались вооружение и силовая установка. По мнению Бутузова, преимуществами такого вагона являются компактность, отсутствие дыма и шума при движении, а также возможность для командира непосредственно распоряжаться личным составом, движением вагона, работой орудий и пулеметов. Строительство бронева-гонов в январе 1916 г. поручили 4-й роте 1 -го Заамур-ского железнодорожного батальона, работавшей в Одесских мастерских. Конструктивно мотовагон «Заамурец» состоял из концевых пулеметных и наблюдательных камер, орудийных камер и центрального каземата. Концевые камеры представляли собой коробку с гранеными потолком и частью стенок. В них размещались пулеметы на специальных станках. Орудийные камеры находились над тележками. Их верхние полусферические колпаки вращались совместно с орудийным поворотным кругом. 57-мм скорострельные пушки Норденфельда устанавливались на лафете специальной конструкции. Вращение всей орудийной установки осуществлялось вручную одним человеком. В центральном каземате размещались два 60-сильных бензиновых двигателя, трансмиссия и вспомогательное оборудование. На испытаниях «Заамурец» развивал скорость до 45 км/ч. Мотоброневагоны использовались на Юго-Западном фронте летом 1917 г., а затем применялись в ходе Гражданской войны.
В 1930 г. на ленинградском Кировском заводе началась разработка моторного броневого вагона МБВ. В его конструкции использовались узлы среднего танка Т-28. Вагон был пятиосным, две оси - ведущие. Была предусмотрена возможность быстрого перехода с широкой российской колеи на узкую европейскую. В качестве двигателя использовался авиамотор М-17. В трех башнях, расположенных в два яруса, были установлены 76,2-мм пушки ПС-3. Справа от пушки во всех башнях и в кормовых нишах второй и третьей башен в шаровых опорах были установлены пулеметы ДТ, еще один располагался в шаровой опоре в корме мотоброневагона. Кроме того, в бортах корпуса имелись четыре пулемета «Максим», по два на борт. Корпус мотоброневагона изготавливался из катаных броневых листов, соединенных сваркой. Внутри вагона имелись отделения управления (в средней части под рубкой), боевое (под каждой башней, включая счетверенную зенитную пулеметную установку «Максим», расположенную перед рубкой), силовое (в кормовой части) и силовой передачи (между силовым и боевым отделениями). В 1937 г. МБВ поступил на вооружение войск НКВД. Год спустя был построен бронева-гон МБВ-2. Он применялся в ходе советско-финской войны, а в 1941-1944 г. использовался на Ленинградском фронте. За время службы МБВ-2 несколько раз перевооружался, в ходе одной из модернизаций авиамотор был заменен танковым дизелем В-2. В настоящее время этот броневагон является экспонатом музея бронетанковой техники в Кубинке.
вооружение кавалерии средневековье |
джон непер |
кто придумал сюрикен |
когда появились первые памперсы |