Авиационный Кортик Царской России Модель 1914

Авиационный кортик царской России модель 1914

История авиационных кортиков значительно короче истории кортиков военно-морских сил. Она берет свое начало в самый канун Первой мировой войны, когда и стали формироваться военно-воздушные войска.

В предисловии к этой книге уже говорилось, что вооружение офицеров-пилотов длинным холодным оружием не имеет смысла. Его даже просто возить в тесной кабине аэроплана оказалось делом весьма хлопотливым, к тому же оно мешало управлять самолётом. Куда удобнее, как выяснилось, иметь с собою короткое форменное оружие - кортик.

В царской России, да и в некоторых других государствах, были созданы подразделения воздухоплавания - для обслуживания аэростатов. Офицерами назначали сюда представителей военно-морского флота.

Они носили свою морскую форму, и их набедренным оружием были кортики. Когда же появились самолеты и первые авиационные подразделения, офицеры продолжали носить форму, во многом сходную с морской. К ней полагался и авиационный кортик модель 1914 - точная копия военно-морского, но с одним отличием: его хватка была черного цвета. В соответствии с изданным в 1916 г. приказом начальника штаба русских войск за № 1199 офицерам сухопутных войск предписывалось носить кортики; это, однако, не касалось офицеров, которые отправлялись на боевое задание верхом. Хватки у кортиков сухопутных войск тоже были черные.

У некоторых упоминавшихся уже тут авиационных кортиков модель 1914 на верхней оковке ножен помещалось изображение воздушного винта на фоне двух скрещенных мечей и венка, сплетенного наполовину из лавровых, а наполовину из дубовых листьев, и ленты в виде двух крыльев. Напомню, что на русском военном флоте, в авиации, в наземных войсках были еще и кортики, служившие почетным оружи-ем: их вручали вместе с орденом Св. Георгия, миниатюрка которого выбивалась на верхней плоскости наконечника рукоятки, а на внешней и внутренней сторонах гарда, по его ребру, делали надпись За храбрость. Получали подобный кортик и награжденные орденом Св. Анны, его миниатюрка тоже выбивалась на наконечнике.

После Октябрьской революции на авиационных кортиках, как и на морских, появился советский герб. По конструкции и внешнему виду эти кортики почти не отличались от царских.

К первым авиационным кортикам можно отнести и германский - чуть видоизмененный кортик военно-морского флота кануна Первой мировой войны. У него на пластинке в центральной части гарда вместо якоря позолоченный воздушный винт. Ножны черного цвета, хомутики лагунные.

 

Авиационный кортик царской России модель 1914

 

Германский кортик кануна или времен Первой мировой войны, на плакетке в центре гарда -пропеллер

 

Авиационный кортик царской России модель 1914

 

Авиационный тесак - австрийский кортик кануна Первой мировой войны. Длина тесака - 415 мм

 

Одним из первых авиационных кортиков был австрийский кортик-тесак с однолезвийным клинком и центрированным кончиком. Наконечник латунной рукоятки представлял собою голову орла, на оправе хватки - черные деревянные накладки, на них вензель императора Франца-Иосифа I под короной, заднее плечо гарда в форме лапы орла, держащей в когтях шар. В центре гарда, с внутренней стороны, воздушный винт. Стремечко на наконечнике и загнутое переднее плечо гарда позволяли привязать к кортику темляк. Ножны были металлические.

В польских подразделениях военно-воздушных сил, которые стали формироваться еще перед обретением Польшей независимости и сразу же после рождения республики, использовались кортики, бывшие на вооружении в армиях государств, деливших Польшу между собой. Их носили преимущественно поляки, служившие офицерами в летных подразделениях царской армии. Сохранились их фотографии, где они сняты с кортиками модель 1914, но пользовались ими они от случая к случаю. В полевых условиях предпочтение отдавали штыкам, служившим набедренным оружием. Тут прежде всего следует упомянуть австрийский (модель 1895) и германский (модель KS 98) офицерские штыки. Этими штыками, как набедренным форменным оружием, пользовались не только офицеры, но даже и генералы. На снимке генерал Скерский с никелированным офицерским штыком модель 895 на ремне награждает орденом Virtuti Militari офицеров 10-й разведывательной эскадрильи во время польско-советской войны 1920 г.

Однако куда большее распространение в авиации получила среди офицеров трость (sic), о чем свидетельствуют множество сохранившихся снимков, сделанных в первые годы после обретения Польшей независимости. Обычай этот мы заимствовали у западных армий.

В период, когда кортики еще не были узаконены, офицерам военно-воздушных сил приказали носить сабли. Как писал Януш Мейсснер, после бурных товарищеских возлияний офицеры-авиаторы, возвращаясь домой, опускали свои сабли на трамвайные рельсы, и их оружие превращалось в навигационный прибор, помогавший им не сбиться с пути.

В 1924 г. был издан приказ № 15/24 о ношении офицерами сабель, в соответствии с которым до тех пор, пока не будут определены типы стилетов для офицеров аэронавтики, им предписывалось вместо сабель носить короткое огнестрельное оружие - револьверы.

И действительно, вскоре появилось дополнение к этому приказу (№ 10/24), которым для офицеров военно-воздушных и бронетанковых войск вводились кортики. Это распоряжение должно было войти в силу в начале 1925 г. Такое решение оправдывалось особыми условиями несения службы в указанных родах войск. В приказе содержалось приложение, в котором были .помещены рисунок кортика в масштабе 1:1, а также рисунок ремня и рук портупеи. Этот рисунок, а также содержавшееся в приказе описание позволяют оценить, насколько образцовая модель этого стилета отличалась от реальных кортиков, которые стали выпускать различные фирмы.

 

В описании говорилось:

Клинок стилета четырехгранный, длина 24 см, ширина под гардом 1,5 см.

 

Авиационный кортик царской России модель 1914

 

Рисунок кортика модель 1924, помещенный в приложении к Журналу приказов Министерства по делам вооруженных сил, № 10/24, порядковый номер 581

 

 

Авиационный кортик царской России модель 1914

Образец основного ремня и рук портупеи для ношения кортика офицерами корпуса аэронавтики и танковых формирований; этот рисунок помещен в том же самом приложении к Журналу приказов (№ 10/24)

В верхней части под наконечником 2 см, у гарда она чуть уже. Гард крестообразный - полная его длина 7,5 см, шир. 0,7 см, на концах гарда четырехгранные шишечки - шир. 1,2 см. Рукоятка, окованная сверху и снизу, наконечник в форме сплющенной пуговки. Полная высота рукоятки 11 см. Ножны из черной кожи, длина их 25 см, шир. вверху 2 см, внизу - 1 см, окована сверху на 3,5 см, снизу на 6,5 см, на конце нижней оковки пуговка. На расстоянии 10 см от верха ножен находится хомутик шир. 1,2 см, снабженный ушком для прикрепления портупеи, а также посредине верхней оковки ножен находится колечко. Все оковки из желтого металла. По краям оковок и на хомутике украшения в виде венка. Стилет носится на кожаных руках, прикрепляемых к основному ремню. Длина рук 25 и 40 см. Стилет крепится к рукам с помощью карабинчиков, как сабля. Рисунок стилета и рук смотри в приложении № 1.

Точно такой же кортик в качестве набедренного оружия было предписано носить и офицером военно-морского флота, о чем речь уже шла выше.

Главным производителем кортиков модель 1924 для офицеров летных подразделений был завод холодного оружия Габриеля Боровского в Варшаве; выпускала их, но в меньших количествах, также варшавская фирма Альфонса Манна (завод и склад хирургических инструментов и острых стальных изделий Альфонса Манна). Делала эти кортики также фирма А. Ганчанского в Варшаве, располагавшаяся на улице Длуга, 18; выпускали их и анонимные мастерские.

Десятка полтора кортиков, изготовленных фирмой Габриеля Боровского, подробно описал Лешек Захута в своей книге (Кортики во II Республике), вышедшей в Варшаве в 1991 г. Он также провел сравнение между кортиками Г. Боровского и А. Манна. Наконец, указал на ряд отклонений, допущенных в процесса производства кортиков некоторыми анонимными фирмами.

Металлические детали рукояток и ножен кортиков модель 1924, выпускавшихся в период между 1924 и 1937 гг. для летчиков и офицеров других частей, делались из латуни. Но после того как в авиации ввели мундиры стального цвета (1936), изменили и внешний вид металлических деталей рукоятки и ножен, которые теперь стали изготовлять из белого, вороненного под старое серебро металла. Только на военно-морском флоте все осталось без изменений - эти части рукоятки и ножен кортиков по-прежнему делали из желтого металла. Было определено, что желтые авиационные кортики будут сняты с вооружения до 1 апреля 1939 г. Так что обладателям кортиков пришлось никелировать или серебрить их, а новые уже стали выпускать в согласии с новыми предписаниями. Эти кортики известны как модель 1924/37. Следует напомнить, что внешние полосы клинков кортиков, производившихся на заводе Г. Боровского, пожеланию заказчика могли быть украшены травленым орнаментом (фирма предлагала на выбор несколько его вариантов). Помимо растительного орнамента, на клинке помещалась надпись Честь и Отечество, а также изображение государственного герба. Сначала это был орел образца 1919 года, а после изменения герба - орел образца 1927 года. По просьбе заказчика на пяте выбивалась монограмма владельца кортика.

Кортики в танковых частях, а позднее и в автомобильных подразделениях, на бронепоездах, в артиллерии (механизированной, зенитной, тяжелой), в моторизованных частях, собственно говоря, были авиационными кортиками модель 1924. Но они отличались от кортиков модель 1924/37, у которых металлические части рукоятки и ножен согласно приказу были белые, вороненные под старое серебро. А от кортиков военно-морских сил они отличались отделкой латунных частей (на военном флоте полированных или позолоченных), а также травленым на клинке орнаментом (на флоте составная его часть - якорь).





византийский император приказавший ослепить пленных болгар в 1014г.
штык лебеля
архимед краткая биография для детей
кто придумал вилку


требования к аварийному эвакуационному освещению,шопинг сопровождение