Способ транспортировки

Главным способом доставки тяжелых грузов до прокладки железных дорог были каналы. К концу XVIII в. древесину, уголь, руду и сырье для мануфактур, как и готовые товары, доставляли на баржах по каналам, используя в качестве движущей силы лошадей.

Китайские инженеры строили первые транспортные каналы более 2000 лет назад. Обширная система дренажных и оросительных каналов использовалась в Индии, а в Средние века - в Голландии. Каналы для транспортировки промышленных товаров впервые появились в Англии в 1757 г., когда инженер Генри Берри завершил строительство канала Санки-Брук у города Сент-Хеленс на севере Англии. В этом канале были два параллельных шлюза, которые называли «лестничными».

Первым, имевшим промышленное значение, стал Бриджуотерский канал близ Манчестера, спроектированный инженером Джеймсом Бриндли. Его строительство закончилось в 1761 г. Ширина канала в самом узком месте составляла 8 м; он был контурным (использующим рельеф местности) и не имел шлюзов. Более прямому каналу требуются шлюзы для преодоления склонов, а также тоннели и акведуки - для холмов и ущелий.

В более поздних каналах Бриндли имелись шлюзы, ширина которых составляла ок. 4 м. Поэтому баржи, плывшие по этим каналам, должны были обладать меньшей шириной, а их длина не могла превышать 22 м - максимальной длины шлюза. И все же шлюзы могли пропускать баржи с грузом в 30 т, в то время как самая большая телега позволяла перевозить не больше 2 т, а вьючная лошадь - не более 135 кг.

Вскоре появились и другие каналы. В 1773 г. британское правительство поручило Джеймсу Уатту проложить маршрут между пресноводными озерами, который позволил бы связать Северное море с северной частью Атлантического океана. В 1803 г. строительство канала возглавил шотландский инженер-строитель Томас Телфорд, и в 1822 г. по каналу прошло первое судно. Первый канал, способный пропускать морские суда, был завершен в Англии в 1819 г.; он связывал с морем город Эксетер, расположенный на юго-западе.

Первым шлюзовым каналом в Северной Америке стал обводной канал Кото-дю-Лак, Квебек, построенный в 1779 г. английским инженером Уильямом Туиссом с целью обойти бурную реку Святого Лаврентия. В 1825 г. был завершен канал Эри, предназначенный для доставки зерна из района Великих озер в город Нью-Йорк через реку Гудзон. Длина канала -583 км; ширина - 6 м; глубина - 1,2 м; количество шлюзов, необходимых для преодоления горной гряды, - 83.

 

 

Бриджуотерский канал пересекал реку Иру-элл по каменному виадуку. При первой возможности на баржах поднимали паруса, чтобы облегчить работу лошадям.

 

 

Сначала канал Эри называли «глубокой канавой Клинтона» - в честь губернатора штата Нью-Йорк Девитта Клинтона (1769-1828), санкционировавшего его строительство в 1817 г. Канал был открыт в 1825 г.

 

 

Этот шлюз был построен в 1819 г. на канале Гранд-Джанкшен, связывающем Лондон с промышленными городами Средней Англии. Позже канал был продлен на север, до порта Ливерпуль.






лучше смерть чем бесчестие
ненайденные сокровища мира
югославия при тито
щиты для рыцарей