Развитие фотографии

Фотографу нужны две главные вещи - камера и пленка (в начале XXI в. пленку заменила цифровая технология). Камера возникла задолго до появления пленки: пришлось ждать изобретения светочувствительных веществ, способных фиксировать изображение.

Прототипом фотоаппарата была камера-обскура (от латинского camera obscura - «темная комната») - комната без окон с отверстием в одной стене. Свет, проходящий сквозь отверстие, создает на противоположной стене перевернутую картину внешнего мира. Художники использовали этот прибор для того, чтобы зарисовывать изображение. Позже камера стала переносной и приобрела форму большого светонепроницаемого ящика. На смену отверстию пришли стеклянные линзы.

Для развития фотографии важное значение имело открытие немецкого физика Иоганна Шульце (1725). Он обнаружил, что некоторые соли серебра темнеют при дневном свете. Пятьдесят лет спустя шведский химик Карл Шееле выяснил, что потемнение происходит благодаря присутствию зерен металлического серебра. Так соли серебра стали компонентами фотографических эмульсий (светочувствительных покрытий) для пленок, бумаги и даже кожи. В конце 1790-х гг. англичанину Томасу Веджвуду в ходе экспериментов с серебряными солями удалось получить надежное изображение, но он не смог закрепить его, превратив в постоянное.

Во Франции в 1826 г. Жозеф Нисефор Ньепс на полированной оловянной пластинке, покрытой светочувствительным битумом, получил наконец первую фотографию. После долгой выдержки на свету битум белел. Затем Ньепс растворителем удалял его с поверхностей, не подвергшихся действию света, и затемнял металл, выдерживая его в парах иода.

Под участвовал и в фотографическом процессе, придуманном французом Луи Дагером в 1839 г. Для изготовления фотографических пластин он покрывал лист меди серебром и на какое-то время (в темноте) обрабатывал его парами иода - возникал светочувствительный иодид серебра. Затем он выдерживал пластину в камере и «доводил» ее с помощью паров ртути. Окончательное изображение фотограф закреплял в растворе обычной соли. Эти дагеротипы, как их стали называть, к сожалению, не могли использоваться для получения копий.

В 1841 г. английский химик Уильям Генри Фокс Толбот запатентовал процесс калотипии, изобретенный им за шесть лет до этого. Он использовал бумажную пленку, пропитанную нитратом серебра и обычной солью или иодидом калия. После выдержки на свету в камере пленку обрабатывали раствором галловой кислоты и закрепляли раствором тиосульфата натрия. Получавшееся негативное изображение клали на лист светочувствительной бумаги, где оно вновь становилось позитивным. Так можно было получать множество бумажных копий изображения.

Вскоре Фокс Толбот стал одним из первых профессиональных фотографов в мире. Он открыл студию в Рединге (Южная Англия), куда в 1843-47 гг. приезжали все «богатые и знаменитые», чтобы заказать портрет. Фотографии получались грубоватыми из-за фактуры бумаги. В 1850 г. француз Луи Дезире Бланкар-Эврар покрыл листы альбумином (яичным белком) и получил хорошую фотобумагу.

В 1851 г. лондонец Фредерик Арчер изготовил фоточувствительную эмульсию из солей серебра в коллодии (клейком растворе пироксилина в эфире) и нанес ее на стеклянные пластинки. Вскоре жидкостно-коллодие-вый процесс стал основным, и только в конце 1870-х гг. ему на смену пришли сухие пластины. В сухом процессе использовались желатиновые эмульсии, изобретенные британским физиком Ричардом Маддоксом в 1871 г. Американец Джордж Истмен использовал желатиновую эмульсию для своей фотокамеры «Кодак» в 1888 г. - сначала в виде бумажной пленки, а годом позже - в виде прозрачной целлулоидной пленки. С тех пор фотоаппараты стали товаром массового спроса.

В1843 г. Уильям Генри Фокс Толбот создал в Рединге профессиональную фотографическую «фабрику». Оранжерею он превратил в портретную студию, хотя съемку нередко переносили на свежий воздух, где света было больше.






французский кортик
доспехи рыцарей средневековья ppt
города государства древней греции
кто придумал двигатель внутреннего сгорания