Культурное Возрождение Европы
В XIV и XV столетиях в Европе, в первую очередь в Италии, начался культурный расцвет. Изобретение нового способа книгопечатания дало толчок к общественным переменам во всей Европе.
Итальянский Ренессанс
Итальянским Ренессансом называют культурное развитие в Италии конца XIV и XV столетий. Эта эпоха проходила под знаком возрождения классического образования. Если в XII веке главным объектом исследований была заново открытая философия Аристотеля и его сочинения, то итальянское Возрождение демонстрировало гораздо более широкий и разнородный круг интересов.
Богатые итальянские города-государства в финансовом плане были способны поддерживать этот расцвет. Через города на севере не только велась торговля товарами повседневного использования, отсюда приходили и предметы искусства и новые знания. Из Константинополя, Испании и стран арабского мира в Италию попадали классические тексты, математические естественнонаучные трактаты. Кроме того, непосредственная близость к наследию римлян позволяла заниматься изучением античного искусства и архитектуры прямо на родине.
Центром итальянского Возрождения была Флоренция, где правили Медичи. Медичи поддерживали художников и скульпторов, в частности Микеланджело. Донателло, Ботичелли, Рафаэль и Леонардо да Винчи - вот еще некоторые имена прославленных во всем мире художников той эпохи. Поэт Петрарка внес значительный вклад в развитие гуманизма, который рассматривал человека как ценность, как доброго по своей сути индивида. Эти представления противоречили церковному видению человека - греховного существа, нуждающегося в спасении. К ряду выдающихся литературных деятелей того времени также относится Данте, автор «Божественной комедии», и Боккаччо, написавший «Декамерон».
Что касается архитектуры эпохи Ренессанса, то под влиянием античного искусства были созданы великолепные сооружения во Флоренции, Венеции, Милане и Риме. Колонны, изысканно украшенные фасады и купола стали отличительными признаками знаменитых ренессансных зданий, таких как Флорентийский собор или собор Св. Петра в Риме.
Гуманизм
Для многих людей того времени гуманизм стал реакцией на растущее чувство утраты иллюзий в отношении церкви. Новое мировоззрение распространилось на все области человеческой мысли и обучения, на грамматику, риторику, историю, философию и поэзию. В центре течения был призыв к возрождению классики, изучению греческого языка и латыни. Интеллект и здравый смысл делали человека способным к обучению существом, обладающим индивидуальной ценностью. Гуманистическая мысль в скором времени распространилась благодаря новым технологиям печати по всей Европе. Благодаря тому, что гуманисты интенсивно изучали Библию, призывы к реформе церкви со временем были услышаны, что в итоге вылилось в движение Реформации.
Университеты в Европе в эпоху возрождения
Возникновение центров учености и университетов в Европе способствовало преодолению идеологии Средневековья и распространению веяний Возрождения. В Греции и арабском мире еще сотни лет назад существовали академии. В Европе Карл Великий учредил подобные заведения для обучения своих служащих. Однако в Европе духовное образование долгое время было ограничено монастырями, где в центре внимания, естественно, стояло изучение Библии.
Первые университеты были основаны в Средние века в Париже и Болонье и пока еще были ориентированы на подготовку к церковной карьере. Университет в Болонье с углубленным изучением права был самоуправляющимся учреждением, в жизни которого больше принимали участие студенты, чем преподаватели. Парижский университет возглавлял преподавательский корпус, сюда привлекались величайшие мыслители того времени, такие как Пьер Абеляр и Фома Аквинский. Основное внимание уделялось богословию, поскольку труд преподавателей оплачивала церковь. Как правило, все европейские университеты поначалу были независимыми учреждениями, лишь постепенно они перешли под контроль государства.
Иоганн Гутенберг
Изобретение печатания при помощи подвижных букв сыграло решающую роль в культурном и интеллектуальном развитии Европы: лишь благодаря ему литература того времени и, главным образом, различные редакции Библии стали доступны широким кругам. Гутенберг усовершенствовал существовавшую технику печати с применением деревянной доски, так что отныне стало возможным выпускать больше экземпляров за короткое время. В период с 1452 по 1454 гг. образованный ювелир из Майнца напечатал знаменитую Библию Гутенберга. Для печати порядка 180 экземпляров этой латинской Библии потребовалось три года, что для того времени было относительно коротким сроком, поскольку, переписывая тексты от руки, - а до сих пор это был общепринятый способ копирования, - за данный период можно было выполнить только один экземпляр. На книжной ярмарке во Франкфурте, одной из старейших в мире ярмарок, Гутенберг смог выгодно продать свои копии. Однако поскольку предпринимателем он был плохим, в 1468 г. первопечатник умер практически в нищете, а права на печатный станок получил его бывший напарник Иоганн Фуст.
Изобретение Гутенберга не только способствовало распространению богословского знания; его способ печатания позволил выпускать научные публикации многочисленными экземплярами и таким образом заложил основу для естественнонаучной революции последующих столетий.
Микеланджело и Леонардо да Винчи
Микеланджело Буонаротти родился в 1475 г. в Капрезе и художественное образование получил во Флоренции. Его дарование заметил Лоренцо Медичи и позволил ему три года обучаться при Академии Медичи. Проведя некоторое время в Риме, в 1500 г. Микеланджело вернулся во Флоренцию, чтобы изваять знаменитую статую Давида. В 1505 г. папа Юлий II заказал ему оформить свое надгробие в Риме. В 1508 г. Микеланджело было поручена роспись потолка Сикстинской капеллы. После четырех лет работы он завершил свой шедевр, изображающий сцены происхождения мира и сотворения Адама и Евы. Позднее под его эгидой возникла фреска «Страшный суд» на торцовой стене капеллы. В 1546 г. он, выступив как архитектор, сконструировал огромную капеллу собора Св. Петра в Риме.
Самым серьезным соперником Микеланджело был уроженец Флоренции Леонардо да Винчи. Выучившись на живописца, Леонардо переселился в Милан, где заступил на службу инженером и архитектором к герцогу Людовико Сфорца. Разносторонний художник и инженер делал эскизы пушечных ядер, пулеметов, летательных аппараторов, бронированных фургонов и подводных лодок, которые, однако, так и не были построены. Его научный интерес касался и анатомии, в 1490 г. Леонардо создал свой знаменитый рисунок De Divina Proporzione (Витрувианский человек), демонстрирующий математические пропорции и симметрию человеческого тела. «Тайная вечеря» и «Мона Лиза» (Джоконда) и по сей день являются самыми известными его работами.
римская империя расширение территории |
первый мире двс |
клады индейцев северной америке |
древние цивилизации индии и китая |