Психопатические Условия

При формировании «типических форм трудновоспитуемости» (с дошкольного периода к кризису 7 лет) автор большое значение придавал ряду биосоциальных факторов: конфликтам, двойственным переживаниям, неразрешимым противоречиям (происходит «раздвоение переживаний»), что при неблагоприятном средовом влиянии, конституциональной предиспозиции («психопатические условия генетического характера» или «условия внешней обстановки развития»), соответственно предопределяет девиации в поведении ребенка, в том числе - его агрессивные реакции (1983, 2000).

В 1939 г. американские психологи (Dollard, Doob, Miller et al.) предположили наличие прямой связи между фрустрацией и агрессией. Авторы, обосновывая так называемую фрустра-ционную гипотезу агрессии, высказали положения, согласно которым всякая агрессия проистекает из фрустрации - блокирования наличной цели, и всякая фрустрация рано или поздно приводит к прямой или скрытой агрессии. При этом агрессия может быть направлена непосредственно на источник фрустрации или смещаться на другого человека или предмет.

Однако Barker, Dembo, Lewin (1943), применяя эту гипотезу к психологии развития детей, поставили ее под сомнение. На созданную в эксперименте фрустрирующую ситуацию маленькие дети реагируют по-разному, но не всегда агрессивно: выход из ситуации может заключаться в регрессии к младенческому поведению (например, сосанию пальца). Таким образом, агрессия далеко не единственная реакция на фрустрацию в детском возрасте. По мнению Parke, Slahy (1983), агрессия может быть «выученным или подражательным поведением», поскольку дети начинают вести себя более агрессивно, наблюдая за поведением агрессивной модели и к этому же приводит положительное подкрепление агрессии (цит. по: Craig, 2000).





7 холмов древнего рима
готический доспех
важность изобретения сд плеера
древняя греция законы