Просоциальное Поведение

Известный американский специалист в области психологии развития Грейс Крайг (Grace J. Craig, 1976,1996), исследуя просоциальное поведение, определяет агрессию как «враждебное поведение, имеющее цель причинить вред».

В целом современные англоязычные психологи определяют агрессию как поведение, вызванное желанием причинить боль, уничтожить других или установить собственное господство. Агрессия рассматривается как поведение, цель которого - разрушение и которое сопровождается гневом и яростью (Венар Ч., Кериг П., 2004). При этом названные авторы подчеркивают, что поведение трехлетнего ребенка вполне может соответствовать критериям агрессивного поведения в данном ими определении. Заметим, что Л.С. Выготский еще в 30-е годы прошлого столетия, задолго до американских психологов, писал о значении гнева в формировании агрессии.

Ч. Венар, П. Кериг (2004) отмечают, что начиная с трех лет агрессия у детей носит в большей степени вербальный, «психологический» характер и в меньшей - физический. В среднем детстве, после дошкольного периода, агрессия, сменяя откровенное физическое нападение как незамедлительную реакцию на ситуацию, становится более преднамеренной и символической. В подростковом возрасте вновь доминируют вербальные способы выражения гнева, сарказм, обзывание, брань, высмеивание и унижение. За вспышками гнева часто следует плохое настроение.

Г. Крайг (2000), рассматривая «научение агрессии» маленьких детей, определяет, что взаимодействие детей с окружающими может носить как позитивный, так и негативный характер. По мнению автора, основная задача социализации маленьких детей - научить их направлять агрессию и негативные эмоции в правильное русло и в то же время побуждать их к позитивному социальному поведению (заботиться о близких и помогать им).





когда и что открыл аристотель
как изобрели стиральную машину
про пигмент зелень-шееле
когда изобрели компас