Катана

В японском холодном оружии вообще и о катане в частности сложено немало легенд. Большинство из них не связано с действительностью. Первое и, наверное, самое существенное заблуждение, что катана - самобытное японское оружие. На самом деле в Японию этот тип оружия попал из Кореи и долгое время так и назывался- «корейский меч». Оружием самураев катана стала только в XIII в. Быстрому распространению катаны способствовало противопоставление ее популярному тогда длинному луку. Ведь в условиях нестабильного островного климата вести боевые действия приходилось как в дождь и ветер, так и в снег, когда лук был неэффективен в использовании. Кроме того, катана применялась в качестве оружия стремительно развивающейся конницы.

Как правило, самурай носил два меча: дайто («больший меч») - основное оружие самурая длиной более двух сяку (1 сяку = 30,3 см), и сёто («меньший меч»), служивший самым разнообразным целям, от применения в ближнем бою до проведения обряда сеппуку (при отсутствии специального для этого кинжала кусунгобу). Такая пара называлась дайсё (буквально - «больший и меньший»). До XIII в., до распространения катаны, было принято использовать другой японский меч - цуруги с прямым обоюдоострым клинком и полуторной или двуручной рукоятью. Цуруги носили за спиной, потому что большие размеры не позволяли крепить его на пояс.

Катану, так же как и вакидзаси, всегда носили в ножнах, заложенных за пояс (оби). При этом имело большое значение, где именно находится оружие. Меч с правой стороны означал дружеский настрой владельца, с левой - недоверие к окружающим и готовность в любой момент принять бой. Когда самурай входил в дом, он оставлял катану на специальном столике или отдавал слуге, который принимал ее на вытянутых руках, накрытых шелковым платком. Небрежно отнестись к катане означало нанести большое оскорбление. Не менее важным было и расположение рукояти катаны во время беседы. Направить ее на собеседника считалось оскорбительным и вызывающим, в то время как отведенная от собеседника рукоять (в таком положении катану тяжелее выхватить) означала миролюбивое расположение.

Процесс изготовления катаны состоял из множества этапов и мог длиться до шести недель, а иногда и до полугода. В работе от производства специальной стали до окончательной шлифовки могло быть задействовано до 15 человек: один мастер подготавливает сталь, другой кует, третий закаляет клинок, четвертый полирует и точит, пятый занимается ножнами и рукоятью, шестой декорирует и т. д. Для создания клинка катаны использовали легендарную «алмазную сталь» или тамахаганэ, которая изготавливалась в плавильных печах японского типа, татара, и представляла собой слитки губчатого железа. Для удаления из металла шлаков куски стали тамахаганэ заливали глинистым раствором и золой, которые впитывали различные нежелательные примеси. После их раскаляли и соединяли вместе. Одинаковая твердость клинка в каждом его участке достигалась за счет многократной проковки молотом. Брусок расплющивали и складывали не менее двенадцати раз, чтобы обеспечить равномерное распределение углерода. После этого количество слоев стали в получившемся бруске достигало более 4000. Но на этом производство не заканчивалось, потому что для придания катане упругости, позволяющей выдерживать большие динамические нагрузки, в заготовку необходимо было добавить мягкую сталь. Затем следовала долгая и напряженная работа по ковке, закалке, полировке и декорированию катаны.

 

Оружейные мастера всего мира сталкивались с одной общей проблемой. Если клинок был твердым, в зависимости от содержания углерода в стали, и долго сохранял остроту, он получался очень хрупким и ломался от малейших динамических нагрузок. Вместе с тем, клинок из более мягкой стали затуплялся быстрее и не обладал необходимыми показателями прочности. Японские мастера, как и их корейские коллеги, вышли из этой трудной ситуации благодаря применению многослойной конструкции. Они стали изготавливать внутренний слой из низкоуглеродистой стали, но покрывать его твердой высокоуглеродистой, из которой впоследствии формировалось лезвие.

Для проверки качества катаны и тренировки в Японии привлекали заключенных. По их изуродованным телам самурай определял остроту и урон, который способна нанести его катана человеку. Конструктивные особенности меча позволяли одинаково успешно использовать ее как всадникам, так и пешим воинам одноручным или двуручным захватом. С легкостью катаной наносили как колющие, так и рубяще-режущие удары. Следует отметить, что бой на катанах существенно отличается от фехтования на шпагах или боя клейморами, прежде всего из-за своей быстроты. Схватка на катанах сводится к обману противника, воин рассчитывает на единственный смертоносный удар.

Кэндзюцу, японское искусство владения мечом, зародившееся еще в X в., положило начало многочисленным техникам, актуальным и сегодня. В кодексе Бусидо (собрание этических и поведенческих норм средневекового японского военно-феодального сословия) описывается особое отношение к катане, как к чему-то очень ценному и почитаемому. Неудивительно, что в Японии всевозможные разновидности единоборств развивались именно под влиянием фехтования на катанах.

Конструкция катаны позволяла быстро разобрать ее по частям с помощью специального молоточка, или тецу. Помимо него, постоянными спутниками катаны были нож козука и шпильки когай, крепящиеся к ножнам в специально сделанных для этого вырезах. Козука - это обычный маленький нож, необходимый для выполнения разнообразных полевых нужд. Пару шпилек обычно применяли, когда нужно было распустить узлы на шнурках, удерживающих доспехи самурая, или утолить голод (выступали в роли палочек). Более того, были найдены свидетельства того, что такой шпилькой, вбитой в голову, самурай отмечал убитого им противника, чтобы избежать голословных споров по окончании сражения.






система рычагов
детям об изобретениях
конкистадоры в америке
научные открытия аристотеля