Верхом... на стволе - Боевая мотоциклетная техника

С первого дня своей «службы» в армии мотоцикл стал одним из основных средств передвижения для войскового разведчика. Мотоцикл легок, быстр, имеет хорошую проходимость, но никакой защиты своему седоку не дает. Совсем неслучайно разведчики-мотоциклисты вермахта за 25 рейдов в головном боевом охранении наступающих частей получали внеочередной отпуск. И тогда возникла парадоксальная, на первый взгляд, идея: одеть мотоциклы в броню.

Первым мотоциклом, имеющим броневую защиту, можно считать машину англичанина Фредерика Симса, продемонстрированную еще в 1899 г. Это был так называемый квадрицикл - мотоцикл на четырех колесах. Перед рулем располагался броневой щиток, прикрывавший голову и грудь водителя. В щитке имелась небольшая амбразура, в которой был пулемет «Максим» (в варианте с воздушным охлаждением ствола). Шла война с бурами в Южной Африке, и хваленая английская кавалерия часто несла огромные потери при разведке. Поэтому, по мысли изобретателя, именно это эфемерное сооружение должно было стать средством борьбы с бурскими снайперами.

В годы Первой мировой войны в Англии, Германии и США появились отдельные образцы мотоциклов с коляской, в которой пулемет устанавливался за броневым щитком. Американцы, например, к одному из своих знаменитых «харлеев» вместо коляски пристроили нечто вроде одноосного прицепа со щитом и пулеметом Colt.

Конструкторы известной итальянской мотоциклетной фирмы Guzzi почти повторили модель Симса. Представьте себе детский трехколесный велосипед, увеличенный до размеров взрослого мотоцикла, - так называемый трицикл. Имелись броневой щит у водителя и пулемет, установленный в задней части машины. Стрельба велась только назад, поэтому второй член экипажа - пулеметчик - сидел спиной к водителю (как на тачанке батьки Махно).

Пожалуй, наиболее защищенный бронированный мотоцикл - Landswerk-210 - соорудили в 1931 г. шведы. В качестве базы они использовали обычный мотоцикл с коляской, американский Harley-Davidson. Стальные листы прикрывали бак и двигатель машины, один щиток закрывал водителя спереди, другой - сзади. Даже для защиты локтей рук в положении на руле предусмотрели отдельные щитки. Каждое колесо имело свой бронированный кожух, а прицепная коляска представляла собой как бы маленький бронетранспортер с рационально наклоненными бортами и имела пулемет. Широкого распространения эта, в принципе очень неплохая для своего времени, машина не получила только из-за высокой стоимости и сложности в производстве.

Более экономное бронирование было применено в 1937 г. на бельгийском военном мотоцикле FN М86. Водитель был хорошо защищен спереди броневым щитком, а что касается коляски, то она была основательно забронирована только спереди и справа.

Строились отдельные бронированные мотоциклы с коляской во Франции, Германии, США, но распространения все эти машины не получили. Отягощенный броневыми щитками мотоцикл утрачивал главные свои достоинства - легкость, быстроту, хорошую проходимость. Кроме того, машина становилась более сложной и дорогой в производстве, и в то же время ее броня не обеспечивала надлежащей защиты.

В 1956 г. французские десантники получили на вооружение мотороллеры Vespa, вооруженные 75-мм безоткатным орудием, на котором водитель сидел во время поездки. Несколько снарядов размещались в ящиках по бокам мотороллера. Около 800 таких САУ применялись во время войн в Алжире и Индокитае.






воздушные шары когда изобрели
лучшие мечи сабли всех народов
лучшие мечи сабли всех народов
штыки второй мировой войны фото